Письмо Общественной палаты РФ от 13.05.2013 N 4ОП-3/888

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 мая 2013 г. N 4ОП-3/888

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 249585-6 О внесении изменений в статьи 12.1, 14 и 15 Закона Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации.

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

 

В.В.ГРИБ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА N 249585-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 12.1, 14

И 15 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 249585-6 О внесении изменений в статьи 12.1, 14 и 15 Закона Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации (далее - законопроект).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей общественных и правозащитных объединений, научного и адвокатского сообщества, членов Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации.

Представленный к рассмотрению законопроект направлен на урегулирование вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка.

Реализация законопроекта позволит привести положения Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 О статусе судей в Российской Федерации (далее - Закон О статусе судей в Российской Федерации) в соответствие с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации в целях обеспечения гарантии неприкосновенности судей при решении вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

Общественная палата Российской Федерации, поддерживая концепцию экспортируемого законопроекта, отмечает, что ряд норм нуждается в уточнении и дополнении.

1. В пункте 1 статьи 12.1 законопроекта дается понятие дисциплинарного проступка в виде виновного действия (бездействия), при этом форма вины не раскрывается. При такой форме редакции следует понимать, что дисциплинарная ответственность может наступить при любой форме вины. Предлагается в пункт 1 статьи 12.1 внести изменения, добавив перед словами виновного действия (бездействия) слово умышленного. Аналогичная норма закреплена в статье 97 Модельного кодекса О судоустройстве и статусе судей для государств - участников СНГ, принятого в г. Санкт-Петербурге 16 мая 2011 года Постановлением 36-12 на 36-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.

2. В законопроекте предусматривается ответственность судьи не только за совершение виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей, но и во внеслужебной деятельности. Проступок перестает быть дисциплинарным, если совершается вне служебной деятельности. Общественная палата Российской Федерации отмечает необходимость законодательного закрепления более широкой дефиниции для данного законопроекта - проступок судьи.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона О статусе судей в Российской Федерации полномочия судьи не ограничены определенным сроком. В связи с чем Общественная палата Российской Федерации предлагает в пункте 1 статьи 12.1 изложить вид дисциплинарного взыскания как прекращение полномочий судьи.

4. В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 15 законопроекта основанием прекращения отставки судьи будет являться несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Закона О статусе судей в Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона О статусе судей в Российской Федерации судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Между тем в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона О статусе судей в Российской Федерации судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Однако в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 15 законопроекта деятельность судьи, закрепленная в пункте 4 статьи 3 Закона О статусе судей в Российской Федерации, подлежит прекращению. Полагаем, что деятельность судей, закрепленная специальной нормой в пункте 4 статьи 3 Закона О статусе судей в Российской Федерации, имеет приоритет над общей нормой пункта 3 статьи 3.

Верховный суд Российской Федерации в решении от 19 октября 2011 года N ГКПИ11-1653 дает аналогичное толкование приведенной нормы: Пунктом 3 статьи 3 Закона судье запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Исключение из этого правила сделано для судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигших возраста 55 (для женщин - 50) лет, которые в силу пункта 4 этой статьи вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.... Считаем целесообразным подпункт 2 пункта 6 статьи 15 законопроекта изложить в следующей редакции: несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона.

На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать принятие проекта Федерального закона N 249585-6 О внесении изменений в статьи 12.1, 14 и 15 Закона Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации с учетом вышеуказанных предложений и дополнений.