Письмо Правительства РФ от 08.12.1998 N 5871п-П11

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 декабря 1998 г. N 5871п-П11

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О РАЙОНИРОВАНИИ

СЕВЕРА РОССИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона О районировании Севера России, внесенный членом Совета Федерации Н.И. Соломовым.

В связи с отсутствием финансово-экономического обоснования к законопроекту Правительство Российской Федерации не может дать заключение и представляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.ГУСТОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О РАЙОНИРОВАНИИ

СЕВЕРА РОССИИ

 

1. Понятие Север законодательно установлено Федеральным законом Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации и распространяется только на высокоширотную часть территории страны.

Указанным законопроектом предлагается существенно расширить это понятие и распространить его на примыкающие к высокоширотным районам горные территории, часть из которых (в Приморском крае, Сахалинской, Читинской и Амурской областях) расположена непосредственно на южных границах государства.

Это обусловлено необоснованно широким перечнем критериев отнесения конкретных территорий к Северу России (статья 1, пункт 2). Такие показатели, как низкая плотность населения и проблемность кадрового обеспечения, очаговый характер промышленного освоения, усеченность производственной и социальной инфраструктуры характерны и для слабоосвоенных южных районов страны.

2. В качестве интегрального критерия отнесения к Северу и его зонирования предложен уровень дискомфортности условий проживания населения, на основании которого выделено три субширотных зоны - абсолютно дискомфортная, экстремально дискомфортная и дискомфортная. Южную границу дискомфортной зоны предлагается рассматривать в качестве границы Севера.

Большинство используемых показателей дискомфортности не имеет численных или графических значений, поэтому ее оценка произведена в баллах путем суммирования разнородных природно-климатических и экономико-географических показателей с использованием коэффициентов значимости этих показателей.

Методика расчетов весьма неоднозначна, поскольку само понятие дискомфортность имеет очень относительный характер (то, что дискомфортно на Севере для выходцев из южных районов страны, вполне естественно для коренных жителей и наоборот), а набор и весовые значения используемых показателей весьма субъективны (например, в качестве показателей используются плотность сельского населения и количество гектаров сельскохозяйственных угодий на 1 кв. км, заболоченность).

По результатам проведенной оценки предлагается признать почти 60% территории страны дискомфортной для проживания населения.

3. Данный законопроект фактически призван подвести дополнительную нормативную базу под существующую систему гарантий и компенсаций северянам. Однако эта система, сформированная в условиях централизованной экономики, нуждается в кардинальном реформировании.

В новых экономических условиях система социальной защиты должна предусматривать установление в районах Севера минимально необходимых социальных стандартов (минимальный уровень заработной платы, обеспечения жильем и др.), дифференцированных по регионам, и жесткий контроль государства за соблюдением этих условий работодателями.

Государственная помощь населению Севера должна стать адресной не по географическому признаку, а с учетом действительной потребности и уровня обеспеченности людей в различных северных регионах.

Федеральным законом О прожиточном минимуме в Российской Федерации уже создана правовая основа для определения реального прожиточного минимума, на основании которого будут устанавливаться с учетом региональной (в т.ч. северной) специфики размеры минимальной заработной платы, пенсии и другие социальные выплаты населению.

4. Реализация данного законопроекта несомненно вызовет дополнительные финансовые расходы из бюджетов всех уровней в связи с включением в перечень районов Севера 10 новых административно-территориальных образований. Поскольку у населения (более 300 тыс. человек) и предприятий этих территорий появятся все основания для получения льгот, предусмотренных федеральным законодательством для северных районов.

5. Законопроект не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к структуре федерального закона, и нуждается в тщательной концептуальной и редакционной переработке.

Так, порядок районирования и методика расчета величины т.н. дискомфортности (статья 1, пункт 2) не могут быть частью федерального закона, поскольку не содержат норм правового характера.

Распределение многих административно-территориальных образований по зонам дискомфортности (статья 4) не соответствует балльной оценке, приведенной в приложении к порядку районирования.

6. Несовершенство исходных подходов обусловило то, что предложенное районирование Севера нуждается в регулярном пересмотре, который предлагается проводить не реже одного раза в 10 лет (статья 6, пункт 2) путем переоценки величины дискомфортности в связи с изменчивостью экономико-географических показателей по мере экономического развития территорий.

В результате неустойчивый характер будут иметь все нормативные правовые акты, базирующиеся на результатах такого районирования.

Учитывая изложенное, принятие данного законопроекта в целом не поддерживается Правительством Российской Федерации.