Письмо Президента РФ от 10.12.1998 N Пр-1609

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 декабря 1998 г. N Пр-1609

 

Направляю заключение на проект федерального закона О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВЫПЛАТЕ

КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ

СРОКОВ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

По принятому Государственной Думой в первом чтении проекту федерального закона О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы (далее именуется проект) имеются следующие замечания и предложения.

В соответствии со ст. 1 проекта в случае задержки выплаты заработной платы работник имеет право на получение денежной компенсации, которую работодатель обязан уплатить за каждый календарный день просрочки выплаты заработной платы. При этом взимание указанной компенсации должно производиться в бесспорном порядке.

Согласно ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Согласно части третьей ст. 27 Федерального закона О банках и банковской деятельности взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проект не содержит механизма реализации права работника на получение денежной компенсации, уплачиваемой работодателем в бесспорном порядке, в связи с чем не ясно, каким образом и на основании какого документа работник будет взыскивать причитающуюся ему сумму со счета работодателя.

Кроме того, проект не учитывает особенностей формирования фондов оплаты труда в организациях, финансируемых из средств соответствующих бюджетов, например федерального. Задержка поступления средств из федерального бюджета, несомненно, повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам конкретной организации, финансируемой из этого источника, однако в данном случае вины самой организации в задержке выплаты заработной платы нет. Следовательно, выплата денежной компенсации, предусмотренной проектом, может быть произведена только из средств федерального бюджета. А это означает, что при отсутствии в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год средств на указанные цели выплата денежной компенсации будет производиться за счет сокращения расходов по другим статьям федерального бюджета, что, в свою очередь, может негативно отразиться на реализации тех или иных социальных программ.

Проект не только не решает проблему ликвидации задолженности по заработной плате и не создает необходимый механизм, позволяющий предотвратить образование такой задолженности, но и может привести к серьезным негативным последствиям.

Необходимо также отметить, что проект во многом повторяет положения ряда федеральных законов, которые предусматривали возмещение материального ущерба либо взыскание пеней в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных платежей и ранее были отклонены Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, предлагаю снять проект с дальнейшего рассмотрения.