Письмо Комитета СФ ФС РФ по экономической политике от 24.09.2013 N 3.6-05/951

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 24 сентября 2013 г. N 3.6-05/951

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

N 300938-6 О САМОРЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ НЕЗАВИСИМОЙ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел проект Федерального закона N 300938-6 О саморегулировании в области независимой технической экспертизы транспортных средств (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 21 июня 2013 года депутатом Государственной Думы А.В. Руденко, и отмечает следующее.

Законопроект вводит саморегулирование в области независимой технической экспертизы транспортных средств с обязательным членством всех экспертов-техников, прошедших профессиональную аттестацию и включенных в государственный реестр экспертов-техников, в саморегулируемых организациях (далее - СРО). СТО будут утверждать стандарты и правила деятельности экспертов-техников, осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства, стандартов и правил, осуществлять экспертизу отчетов (заключений) экспертов-техников, формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями и др. Кроме этого, вводится обязательное страхование ответственности экспертов-техников.

Как указано в пояснительной записке, разработка законопроекта обусловлена низким качеством услуг, предоставляемых экспертами-техниками. Владельцы полисов ОСАГО жалуются на затягивание и неправильный расчет выплат.

Независимая техническая экспертиза в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ) проводится при повреждении транспортного средства в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждения транспортного средства, технологии, методов и стоимости ремонта. Независимая техническая экспертиза проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. При обращении автовладельца в страховую компанию за страховой выплатой в связи с наступлением страхового случая страховая компания рассчитывает ее исходя из указанной в экспертизе стоимости восстановительного ремонта.

В настоящее время повсеместно сложилась практика занижения экспертами-техниками стоимости восстановительного ремонта. Размер восстановительных расходов рассчитывают исходя из возраста автомобиля и износа запасных частей, а также применяется заниженная стоимость нормо-часа работ по ремонту автомобиля. При расчете стоимости ремонта берется стоимость не новых деталей, а ранее бывших в употреблении, тогда как в России отсутствует цивилизованный рынок б/у деталей. Таким образом, выплачиваемая страховой компанией сумма отличается от суммы, реально необходимой для ремонта автомобиля. Кроме этого, страховые компании при определении страховой выплаты по договору ОСАГО не учитывают ущерб, причиненный в результате утраты товарной стоимости автомобиля, тогда как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем решении от 24 июля 2007 года N ГКПИ07-658 признал, что ущерб, причиненный в результате утраты товарной стоимости, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должен учитываться при определении размера страховой выплаты.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что причиной сложившейся ситуации стали нормы Федерального закона N 40-ФЗ, позволяющие рассчитывать стоимость восстановительного ремонта исходя из возраста автомобиля, а также отсутствие четкого порядка определения стоимости ремонтных работ в федеральных нормативных правовых актах, что позволяет рассчитывать стоимость нормо-часа исходя из средней стоимости работ в сервисных центрах самого низшего уровня.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 361 Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств регламентирует методику расчета стоимости запасных частей и агрегатов. Определение стоимости запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия, осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах географических границ товарного рынка, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия. Стоимость запасной части рассчитывается как средневзвешенное значение ее цены. Порядок расчета стоимости работ в нем не определяется.

Методические положения по установлению методов, технологии и объема ремонта транспортных средств, а также по установлению стоимости ремонта транспортных средств содержатся в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ), утвержденных НИИ автомобильного транспорта Минтранса РФ 12.10.2004, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте РФ 20.10.2004, Экспертно-криминалистическим центром МВД РФ 13.10.2004, Некоммерческим партнерством Объединение транспортных экспертов 20.10.2004. Указанный документ не является нормативным правовым актом.

Существующие методики позволяют осуществлять расчет исходя из среднестатистической стоимости деталей и работ в выбранных экспертом организациях. Зачастую размер расходов на восстановительный ремонт, рассчитанный экспертом техников по заказу страховой компании, отличается от суммы, указанной в заключении эксперта-техника, сделанном по заказу пострадавшего автовладельца. Это приводит к многочисленным судебным разбирательствам.

По мнению Комитета, для повышения защищенности прав автовладельцев, попавших в ДТП и обратившихся за страховой выплатой, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон N 40-ФЗ, а также на уровне уполномоченного федерального органа государственной власти утвердить методику расчета стоимости работ по ремонту транспортных средств, которая должна минимизировать субъективность в проведении независимой технической экспертизы и оценки стоимости восстановительного ремонта.

В настоящее время контроль за уровнем знаний и квалификации экспертов-техников осуществляется посредством профессиональной аттестации, проводимой в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 238 Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств, Приказом Минтранса России N 124, Минюста России N 315, МВД России N 817, Минздравсоцразвития России N 714 от 17.10.2006 Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией. Только успешно пройденная аттестация является основанием для включения эксперта в государственный реестр экспертов-техников, который ведет Минюст России (Приказ Минюста России от 30 июля 2003 г. N 155 Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников).

Постановление Правительства Российской Федерации N 238 дает право страховщику (потерпевшему) уведомить орган (должностное лицо), проводивший профессиональную аттестацию эксперта-техника, на основании которой эксперт включен в соответствующий государственный реестр, о факте некачественной подготовки им экспертного заключения. Эта норма должна дисциплинировать экспертов, но на практике этого не происходит, поскольку законодательством не предусмотрен порядок приостановления или отзыва аттестата.

В данном Постановлении указано, что за составление заведомо ложного экспертного заключения эксперт-техник несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации). Но доказать в таких случаях, что заключение заведомо ложное крайне сложно в связи с тем, что методика расчета стоимости восстановительного ремонта позволяет осуществлять выборочный анализ рынка запасных частей и стоимости ремонтных работ.

По мнению Комитета, в федеральных правовых актах необходимо предусмотреть ответственность эксперта-техника за систематическое нарушение требований законодательства о независимой технической экспертизе, а также предусмотреть механизм отзыва аттестата.

По мнению Комитета, введение в этой области саморегулирования с обязательным членством всех экспертов-техников не решит имеющихся проблем, а установит дополнительные административные барьеры, создаст ограничения предпринимательской деятельности и будет препятствовать развитию конкуренции в указанной сфере. Обязательное участие экспертов-техников в СРО с необходимостью уплачивать членские взносы и обязательные взносы в компенсационный фонд СРО приведет к повышению стоимости услуг экспертов-техников для конечных потребителей.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации имеет к представленному тексту законопроекта большое количество замечаний.

На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает проект Федерального закона N 300938-6 О саморегулировании в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

 

Председатель Комитета

Ю.В.НЕЕЛОВ