МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 декабря 1998
г. N 38127/ш
МИД России
рассмотрел представленное Комитетом по международным делам
заключение экспертов аппарата Комитета по экономической политике
Государственной Думы по проектам федеральных законов о ратификации
межправительственных Соглашений Российской Федерации с Египтом,
Македонией, Ираном, КНДР и Туркменистаном об избежании
двойного налогообложения.
Фактическая сторона
вопроса о применении ставок налогообложения иностранных инвесторов из
государств, с которыми заключены соглашения данного вида, изложена экспертами
Комитета по экономической политике достаточно подробно и в целом верно.
Вместе с тем,
полагаем, что правовых оснований, препятствующих ратификации упомянутых
соглашений, не имеется. Не можем согласиться и с выводами о
ненужности ратификации ввиду потерь для бюджета в случае применения
налоговых льгот для инвестора на территории Российской Федерации.
Государства,
соглашения с которыми вносятся на ратификацию, не относятся к группе государств
- экспортеров капитала в форме прямых инвестиций в Россию и вряд ли смогут
стать таковыми за период действия соглашений. Более вероятен
противоположный вариант - экспорт капитала из России для закрепления на рынках
этих государств, а также участия в концессиях и подрядных проектах по строительству
крупных объектов, в том числе в области энергетики и др. Соответственно, речь
должна идти о возможности использования российскими организациями налоговых
льгот в той стране, куда осуществляется вывоз капитала. Экономический
смысл рассматриваемых соглашений, как представляется, состоит именно в
предоставлении такой возможности российским организациям.
Хотели бы также
привлечь внимание к конкретным вопросам отношений с отдельными странами -
партнерами.
Иран. В течение
двух последних лет российский экспорт в Иран вырос более чем в 2 раза, превысив
500 млн. долл. При этом около 90% его объема составляет машинотехническая
продукция. В рамках межправительственной комиссии ведется проработка совместных
проектов на сумму до 8 млрд. долл. в таких областях, как энергетика, нефтяная и
газовая промышленность, тяжелое и транспортное машиностроение. В то же время
объем иранского экспорта в Россию составляет около 70 млн. долл. При этом в
силу сложной финансовой ситуации в Иране прямые инвестиции в Россию не осуществляются
и маловероятны в будущем.
КНДР. Все
внутренние налоги отменены в 1974 году. Подписание каких-либо дополнительных
протоколов лишено целесообразности.
Египет. Египетская
сторона ратифицировала указанное Соглашение в мае с.г.
Проект соглашения до подписания прошел все установленные процедуры согласования
и апробации.
Македония.
Соглашение ратифицировано македонской стороной 3 февраля 1998 года.
Учитывая изложенное, полагали бы целесообразным воздержаться от
пересмотра уже согласованных текстов соглашений и вновь рассмотреть возможность
их ратификации Государственной Думой.
Заместитель
Министра
Ю.ПРОШИН