Письмо Минтруда России от 13.02.2014 N 14-2/10/П-623

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 февраля 2014 г. N 14-2/10/П-623

 

В соответствии с письмом Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 30 января 2014 года N А6-643 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Минэкономразвития России, Минфина России, Минюста России и Роструда рассмотрело проект Федерального закона N 403431-6 О внесении изменений в статью 357 Трудового кодекса Российской Федерации (в части наделения государственных инспекторов труда правом обращения в суд), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия (далее - законопроект), и сообщает.

Законопроектом предлагается дополнить абзац тринадцатый статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) положением, предоставляющим право государственным инспекторам труда предъявлять иски в суд.

При этом законопроектом не уточняется характер исков.

Споры, вытекающие из трудовых правоотношений, рассматриваются судами в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В силу принципов диспозитивности трудовых и гражданских процессуальных правоотношений иск подается в суд, как правило, лицом, действующим в своих интересах.

Вместе с тем в некоторых случаях ГПК РФ допускает обращение в суд с иском иных лиц, действующих в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или публично-правовых образований.

В соответствии с частью первой статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу статьи 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве (статья 357 ТК РФ).

В этой связи необходимо учитывать, что гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации исходит из принципа недопустимости совмещения различных процессуальных функций.

Поэтому одно и то же лицо не может выступать в качестве заявителя по делу и в качестве эксперта.

Кроме того, реализация предлагаемой законопроектом нормы может привести к дублированию соответствующих полномочий с прокурором.

Так, согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Возложение на федеральный орган исполнительной власти новых функций может повлечь необходимость решения вопроса об увеличении численности его сотрудников и, как следствие, увеличении бюджетных расходов на обеспечение его функций.

Таким образом, для реализации законопроекта могут потребоваться дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета, в связи с чем следует иметь в виду положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, представленный законопроект не поддерживается.

 

Л.Ю.ЕЛЬЦОВА