ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 декабря 1998
г. N 6057п-П12
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона Об основах
государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, принятый Государственной Думой в первом чтении 16
октября 1998 года.
В указанный проект
предлагается внести ряд поправок.
Заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
В.МАТВИЕНКО
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. Принимая во
внимание, что законопроект устанавливает основы правового регулирования
отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предлагаем абзац четвертый пункта 1 статьи 2 изложить в
следующей редакции:
комплексная
реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и их адаптация к принятым в
обществе правилам и нормам поведения;.
2. В подпункте 14
пункта 1 статьи 5 законопроекта речь идет не только о несовершеннолетних,
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, но и о
несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и
лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В соответствии с
законодательством Российской Федерации воспитанники специальных учреждений не освобождаются,
а выпускаются из этих учреждений. В связи с этим после слова
освобождения в конце текста указанного подпункта следует добавить
слово в скобках (выпуска). Аналогичную поправку предлагается внести
и в абзац девятый подпункта 1 пункта 1 статьи 20.
3. В пункте 1
статьи 9 после слов причиненного здоровью исключить слова
воспитанию несовершеннолетнего, так как законодательством
Российской Федерации не предусмотрено возмещение вреда, причиненного воспитанию
детей.
4. Подпункт 3
пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:
3) принимают
участие в пределах своей компетенции в профилактической работе с безнадзорными
и беспризорными несовершеннолетними, в том числе путем организации досуга этих
лиц, развития их творческих способностей в подростково-молодежных клубах,
центрах и иных учреждениях, а также оказывают содействие в организации
оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства.
6. Подпункт 2
пункта 2 статьи 13 после слов занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством дополнить словами из числа
детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что в иных
случаях ответственность за детей несут их родители.
Пункт 4 статьи 13
изложить в следующей редакции:
4. Лица,
указанные в пункте втором настоящей статьи, содержатся в специализированных
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в
течение времени, требующегося для оказания им помощи. Срок пребывания
определяется администрацией специализированных учреждений по согласованию с
органами опеки и попечительства.
За тридцать суток,
предусмотренных в указанном пункте законопроекта, невозможно осуществить
психологическую, педагогическую, медицинскую реабилитацию и изменить ситуацию в
семье. Как правило, для оказания помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в
трудной жизненной ситуации, требуется больше времени.
В связи с
предлагаемой редакцией пункта 4 статьи 13 следует исключить подпункт 4 пункта 2
статьи 11.
В подпункте 4
пункта 5 статьи 13 слова обеспечивают возвращение заменить на слова содействуют возвращению,
поскольку учреждение не может обеспечить возвращение несовершеннолетнего из-за
отсутствия средств на эти цели. Кроме того, снимается ответственность с
родителей, юридически отвечающих за жизнь и здоровье детей, их воспитание.
Подпункт 1 пункта 6
статьи 13 предлагается исключить, так как такие действия, как личный осмотр
несовершеннолетних, их вещей, посылок, применимы к лицам, совершившим
преступления и правонарушения, с санкции прокурора или в учреждениях закрытого
типа. В учреждениях органов социальной защиты населения находятся дети, не
совершившие никаких правонарушений и преступлений, и указанные действия унижают
ребенка, нарушают его конституционные гарантии.
7. Подпункт 6
пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
6) создают
психолого-медико-педагогические комиссии, осуществляющие выявление и
комплексное обследование несовершеннолетних, имеющих нарушения в развитии,
разработку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи,
определению форм их дальнейшего обучения и воспитания.
В существующей
практике психолого-медико-педагогические комиссии обеспечивают указанные услуги
не только по просьбе родителей, но и по инициативе учреждений и органов
образования, здравоохранения, социальной защиты населения и общественных
организаций.
8. В пункте 2
статьи 15 слово пятнадцати заменить словом
четырнадцати. Это будет соответствовать норме, содержащейся в
пункте 3 статьи 13 законопроекта, где согласие несовершеннолетнего на помещение
в специализированное учреждение требуется с четырнадцати лет.
Учитывая,
что специальные условия содержания обеспечиваются не в целях исправления
воспитанников, а в целях обеспечения их безопасности и защиты, начало подпункта
3 пункта 7 статьи 15 изложить в следующей редакции: обеспечивает
специальные условия содержания воспитанников, включающие в себя охрану
территории учреждения; личную безопасность воспитанников и их максимальную
защищенность от негативного влияния; - далее по тексту.
9. Подпункт 3
пункта 1 статьи 17 дополнить словами а также других несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства.
10. Подпункт 1
пункта 2 статьи 18 изложить в следующей редакции:
1) выявление
совместно с образовательными учреждениями, учет совместно с органами внутренних
дел, обследование, наблюдение и лечение... - далее по тексту.
В подпункте 2
пункта 2 статьи 18 слова кожно-венерологический диспансер, отделение,
стационар заменить на слова
специализированные лечебные учреждения.
11. Подпункт 2
пункта 2 статьи 28 после слов закрытого типа дополнить словами
либо обстоятельства, препятствующие его помещению в указанные
учреждения.
В процессе
рассмотрения судьей вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в специальное
учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа
могут выясниться какие-либо обстоятельства, препятствующие его помещению в
специальное учреждение (например, заболевание), не выявленные или не учтенные
на стадии подготовки материалов к рассмотрению в суде.