Письмо Правительства РФ от 18.12.1998 N 6057п-П12

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 декабря 1998 г. N 6057п-П12

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятый Государственной Думой в первом чтении 16 октября 1998 года.

В указанный проект предлагается внести ряд поправок.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.МАТВИЕНКО

 

 

 

 

 

ПОПРАВКИ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

1. Принимая во внимание, что законопроект устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предлагаем абзац четвертый пункта 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:

комплексная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и их адаптация к принятым в обществе правилам и нормам поведения;.

2. В подпункте 14 пункта 1 статьи 5 законопроекта речь идет не только о несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, но и о несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В соответствии с законодательством Российской Федерации воспитанники специальных учреждений не освобождаются, а выпускаются из этих учреждений. В связи с этим после слова освобождения в конце текста указанного подпункта следует добавить слово в скобках (выпуска). Аналогичную поправку предлагается внести и в абзац девятый подпункта 1 пункта 1 статьи 20.

3. В пункте 1 статьи 9 после слов причиненного здоровью исключить слова воспитанию несовершеннолетнего, так как законодательством Российской Федерации не предусмотрено возмещение вреда, причиненного воспитанию детей.

4. Подпункт 3 пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:

3) принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, в том числе путем организации досуга этих лиц, развития их творческих способностей в подростково-молодежных клубах, центрах и иных учреждениях, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

6. Подпункт 2 пункта 2 статьи 13 после слов занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством дополнить словами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что в иных случаях ответственность за детей несут их родители.

Пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

4. Лица, указанные в пункте втором настоящей статьи, содержатся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в течение времени, требующегося для оказания им помощи. Срок пребывания определяется администрацией специализированных учреждений по согласованию с органами опеки и попечительства.

За тридцать суток, предусмотренных в указанном пункте законопроекта, невозможно осуществить психологическую, педагогическую, медицинскую реабилитацию и изменить ситуацию в семье. Как правило, для оказания помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, требуется больше времени.

В связи с предлагаемой редакцией пункта 4 статьи 13 следует исключить подпункт 4 пункта 2 статьи 11.

В подпункте 4 пункта 5 статьи 13 слова обеспечивают возвращение заменить на слова содействуют возвращению, поскольку учреждение не может обеспечить возвращение несовершеннолетнего из-за отсутствия средств на эти цели. Кроме того, снимается ответственность с родителей, юридически отвечающих за жизнь и здоровье детей, их воспитание.

Подпункт 1 пункта 6 статьи 13 предлагается исключить, так как такие действия, как личный осмотр несовершеннолетних, их вещей, посылок, применимы к лицам, совершившим преступления и правонарушения, с санкции прокурора или в учреждениях закрытого типа. В учреждениях органов социальной защиты населения находятся дети, не совершившие никаких правонарушений и преступлений, и указанные действия унижают ребенка, нарушают его конституционные гарантии.

7. Подпункт 6 пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, осуществляющие выявление и комплексное обследование несовершеннолетних, имеющих нарушения в развитии, разработку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, определению форм их дальнейшего обучения и воспитания.

В существующей практике психолого-медико-педагогические комиссии обеспечивают указанные услуги не только по просьбе родителей, но и по инициативе учреждений и органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения и общественных организаций.

8. В пункте 2 статьи 15 слово пятнадцати заменить словом четырнадцати. Это будет соответствовать норме, содержащейся в пункте 3 статьи 13 законопроекта, где согласие несовершеннолетнего на помещение в специализированное учреждение требуется с четырнадцати лет.

Учитывая, что специальные условия содержания обеспечиваются не в целях исправления воспитанников, а в целях обеспечения их безопасности и защиты, начало подпункта 3 пункта 7 статьи 15 изложить в следующей редакции: обеспечивает специальные условия содержания воспитанников, включающие в себя охрану территории учреждения; личную безопасность воспитанников и их максимальную защищенность от негативного влияния; - далее по тексту.

9. Подпункт 3 пункта 1 статьи 17 дополнить словами а также других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

10. Подпункт 1 пункта 2 статьи 18 изложить в следующей редакции:

1) выявление совместно с образовательными учреждениями, учет совместно с органами внутренних дел, обследование, наблюдение и лечение... - далее по тексту.

В подпункте 2 пункта 2 статьи 18 слова кожно-венерологический диспансер, отделение, стационар заменить на слова специализированные лечебные учреждения.

11. Подпункт 2 пункта 2 статьи 28 после слов закрытого типа дополнить словами либо обстоятельства, препятствующие его помещению в указанные учреждения.

В процессе рассмотрения судьей вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа могут выясниться какие-либо обстоятельства, препятствующие его помещению в специальное учреждение (например, заболевание), не выявленные или не учтенные на стадии подготовки материалов к рассмотрению в суде.