ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2014
г. N 3.8-05/816
ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 480719-6
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
В СВЯЗИ С
РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Комитет Совета
Федерации по социальной политике рассмотрел проект Федерального закона N
480719-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации (далее по тексту - законопроект) - внесенный в Государственную
Думу Правительством Российской Федерации (рассмотрен Советом Государственной
Думы 3 апреля 2014 года), и сообщает следующее.
Цель законопроекта
- формирование на основе норм Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция)
взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти по
определению порядков обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и
услуг, а также по оказанию им помощи в реализации всех общегражданских прав в
основных сферах жизнедеятельности.
С целью приведения
законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции
законопроектом предусматривается внесение изменений в 25 законодательных актов
в сферах: социальной защиты, культуры, транспорта, здравоохранения, информации
и связи, жилищной политики, избирательного права, системы исполнения наказаний.
Законопроектом
предлагается определить правовые условия для объективизации процесса
установления инвалидности. В случае принятия законопроекта группа инвалидности
будет зависеть от нарушений функций организма на основе объективных нормативно
установленных критериев. Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть
изменение формы индивидуальной программы реабилитации, а также ввести нормы,
обеспечивающие повышение координирующей роли в процессе реабилитации учреждений
медико-социальной экспертизы. Законопроектом
предлагается определить механизм их информационного взаимодействия с
организациями, на которые возлагается исполнение мероприятий индивидуальной
программы реабилитации, что должно позволить структурировать реабилитационный
процесс и повысить его эффективность.
Федеральный закон
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации предлагается
дополнить новыми нормами о недопустимости дискриминации по признаку
инвалидности, а также впервые предлагается ввести понятие
абилитация, под которой предлагается понимать процесс и систему мер
по формированию отсутствовавших способностей инвалидов к образовательной,
профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности.
Абилитация наиболее актуальна в отношении детей,
родившихся с нарушениями функций и структур организма. Механизм осуществления
абилитации будет определяться в рамках единого реабилитационно-абилитационного
процесса.
В целях учета
сведений об инвалидах законопроектом предусматривается формирование и ведение
федерального реестра инвалидов, который будет включать в себя сведения об
ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма, степени утраты
профессиональной трудоспособности, реабилитационных мероприятиях и
предоставленных средствах реабилитации, мерах социальной защиты и
трудоустройства. Ведение федерального реестра инвалидов позволит улучшить
формирование государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов,
проводить анализ эффективности деятельности органов государственной власти по
соблюдению прав инвалидов. В целом, поддерживая идею создания
федерального реестра инвалидов, Комитет отмечает, что в него предлагается
включать сведения о состоянии здоровья, а указанная информация в соответствии
со статьей 10 Федерального закона О персональных данных отнесена к
специальным категориям персональных данных, обработка которых не допускается,
за исключением случаев, прямо предусмотренных частью 2 вышеуказанной статьи.
Поскольку такой случай обработки специальных категорий персональных данных, как
учет сведений об инвалидах статьей 10 не предусмотрен, есть необходимость
согласования законопроекта в этой части.
Законопроектом
предлагается установить дифференцированные условия
доступности объектов и услуг для инвалидов каждой формы инвалидности (для инвалидов
по слуху, зрению, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
ментальными нарушениями) и в зависимости от отраслевой особенности объекта или
услуги, а также определить виды помощи для преодоления барьеров и ее механизм. Кроме того, предлагается установить обязанности и полномочия
органов власти по определению порядков обеспечения для инвалидов условий
доступности объектов и услуг, а также ввести норму об обязанности органов
государственной власти и подведомственных им организаций осуществлять
инструктирование (обучение) персонала по вопросам предоставления инвалидам
услуг в доступном для них формате с оказанием им необходимой для этого помощи.
В целях обеспечения соблюдения прав и интересов инвалидов с учетом их особых
потребностей обучение и специальную подготовку в соответствии с законопроектом
должны будут проходить специалисты, работающие с инвалидами в организациях,
предоставляющих услуги населению, в учреждениях уголовно-исполнительной
системы, а также сотрудники внутренних дел, замещающие некоторые должности.
Предлагается внести
изменения в 5 федеральных законов в сфере культуры, устанавливающих обязанности
и полномочия органов власти по определению порядков обеспечения для инвалидов.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения позволят оснастить
учреждения культуры, архивы, музеи, библиотеки, кинотеатры техническими
средствами реабилитации, обеспечивающими доступ к произведениям культуры и
искусства, и создать условия использования культурных ценностей инвалидами по
слуху и зрению. Кроме того, будет создана возможность для получения литературы
в библиотеках на специальных носителях, увеличится количество национальных
фильмов с субтитрами и тифлокомментированием, улучшатся условия для занятий
инвалидов художественным творчеством.
Законопроектом
предлагается внести изменения в 4 федеральных закона в сфере транспорта в части
обеспечения доступности железнодорожного, водного, автомобильного, городского
наземного электрического транспорта и в морских портах, определить обязательные
услуги, предоставляемые инвалидам при осуществлении перевозок, а также
установить полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере
транспорта по утверждению порядков обеспечения условий доступности на вокзалах
и в транспортных средствах.
Законопроектом
предлагается предусмотреть меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с
другими гражданами к информации и связи, в том числе к
информационно-коммуникационным технологиям. Предлагается
ввести требования к операторам связи обеспечивать доступность для инвалидов к
объектам связи, в том числе местам оказания услуг связи и местам их оплаты на
объектах связи, определить механизм беспрепятственного доступа инвалидам к
универсальным услугам связи (таксофонам и пунктам коллективного доступа к сети
Интернет), к системам вызова экстренных оперативных служб, а также обеспечение
доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных
органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в сети Интернет.
Предусматриваются
изменения в правовом регулировании избирательных прав граждан в части
обеспечения инвалидам условий доступности помещений для голосования.
Устанавливается, что при проведении голосования таким лицам в целях реализации
ими активного избирательного права оказывается необходимая помощь.
Комитет отмечает,
что в законопроекте заложен механизм поэтапности формирования безбарьерной
среды, а также обеспечение соразмерности вводимых норм с
финансово-экономическими возможностями государства и предпринимателей.
Приспособление к потребностям инвалидов действующих объектов предусматривается
осуществлять поэтапно по мере реализации отраслевых и региональных программ
развития, для чего вводится переходный период. Объем дополнительных бюджетных
средств, привлекаемых для поэтапного повышения уровня доступности объектов и
услуг, будет зависеть от численности проектируемых, реконструируемых и
приспосабливаемых с учетом потребностей инвалидов объектов и реализуемых
мероприятий, которые будут включаться в государственные программы развития
соответствующих отраслей исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
Как следует из
финансово-экономического обоснования к законопроекту, предусмотренная поэтапная
реализация мер по последовательному повышению уровня доступности для инвалидов
окружающей среды в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации, позволит обеспечить их планомерное
выполнение, не выходя за рамки финансово-экономических возможностей
государства.
Комитет отмечает,
что предлагаемые законопроектом меры позволят обеспечить установленные
Конвенцией принципы: разумного приспособления объектов и услуг
(внесение необходимых и оправданных модификаций в целях реализации инвалидами
своих прав) и универсального дизайна предметов, товаров, программ и
услуг (в целях их максимальной пригодности для всех людей, включая
инвалидов). Предлагаемые изменения направлены на интеграцию
инвалидов, а также других маломобильных групп населения, это позволит
обеспечить большую доступность объектов и услуг, что сделает условия
жизнедеятельности более комфортными для 13 млн. инвалидов и для 40 млн.
маломобильных граждан, а с учетом членов семей этих граждан качество жизни
улучшится у 70 - 80 млн. человек.
Исходя из
изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает
концепцию проекта Федерального закона N 480719-6 О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
Председатель
Комитета
В.В.РЯЗАНСКИЙ