Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике от 28.04.2014 N 3.8-05/816

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 28 апреля 2014 г. N 3.8-05/816

 

ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 480719-6

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

В СВЯЗИ С РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел проект Федерального закона N 480719-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту - законопроект) - внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации (рассмотрен Советом Государственной Думы 3 апреля 2014 года), и сообщает следующее.

Цель законопроекта - формирование на основе норм Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти по определению порядков обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, а также по оказанию им помощи в реализации всех общегражданских прав в основных сферах жизнедеятельности.

С целью приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции законопроектом предусматривается внесение изменений в 25 законодательных актов в сферах: социальной защиты, культуры, транспорта, здравоохранения, информации и связи, жилищной политики, избирательного права, системы исполнения наказаний.

Законопроектом предлагается определить правовые условия для объективизации процесса установления инвалидности. В случае принятия законопроекта группа инвалидности будет зависеть от нарушений функций организма на основе объективных нормативно установленных критериев. Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть изменение формы индивидуальной программы реабилитации, а также ввести нормы, обеспечивающие повышение координирующей роли в процессе реабилитации учреждений медико-социальной экспертизы. Законопроектом предлагается определить механизм их информационного взаимодействия с организациями, на которые возлагается исполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации, что должно позволить структурировать реабилитационный процесс и повысить его эффективность.

Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации предлагается дополнить новыми нормами о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, а также впервые предлагается ввести понятие абилитация, под которой предлагается понимать процесс и систему мер по формированию отсутствовавших способностей инвалидов к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности. Абилитация наиболее актуальна в отношении детей, родившихся с нарушениями функций и структур организма. Механизм осуществления абилитации будет определяться в рамках единого реабилитационно-абилитационного процесса.

В целях учета сведений об инвалидах законопроектом предусматривается формирование и ведение федерального реестра инвалидов, который будет включать в себя сведения об ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационных мероприятиях и предоставленных средствах реабилитации, мерах социальной защиты и трудоустройства. Ведение федерального реестра инвалидов позволит улучшить формирование государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов, проводить анализ эффективности деятельности органов государственной власти по соблюдению прав инвалидов. В целом, поддерживая идею создания федерального реестра инвалидов, Комитет отмечает, что в него предлагается включать сведения о состоянии здоровья, а указанная информация в соответствии со статьей 10 Федерального закона О персональных данных отнесена к специальным категориям персональных данных, обработка которых не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных частью 2 вышеуказанной статьи. Поскольку такой случай обработки специальных категорий персональных данных, как учет сведений об инвалидах статьей 10 не предусмотрен, есть необходимость согласования законопроекта в этой части.

Законопроектом предлагается установить дифференцированные условия доступности объектов и услуг для инвалидов каждой формы инвалидности (для инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями) и в зависимости от отраслевой особенности объекта или услуги, а также определить виды помощи для преодоления барьеров и ее механизм. Кроме того, предлагается установить обязанности и полномочия органов власти по определению порядков обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, а также ввести норму об обязанности органов государственной власти и подведомственных им организаций осуществлять инструктирование (обучение) персонала по вопросам предоставления инвалидам услуг в доступном для них формате с оказанием им необходимой для этого помощи. В целях обеспечения соблюдения прав и интересов инвалидов с учетом их особых потребностей обучение и специальную подготовку в соответствии с законопроектом должны будут проходить специалисты, работающие с инвалидами в организациях, предоставляющих услуги населению, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также сотрудники внутренних дел, замещающие некоторые должности.

Предлагается внести изменения в 5 федеральных законов в сфере культуры, устанавливающих обязанности и полномочия органов власти по определению порядков обеспечения для инвалидов. По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения позволят оснастить учреждения культуры, архивы, музеи, библиотеки, кинотеатры техническими средствами реабилитации, обеспечивающими доступ к произведениям культуры и искусства, и создать условия использования культурных ценностей инвалидами по слуху и зрению. Кроме того, будет создана возможность для получения литературы в библиотеках на специальных носителях, увеличится количество национальных фильмов с субтитрами и тифлокомментированием, улучшатся условия для занятий инвалидов художественным творчеством.

Законопроектом предлагается внести изменения в 4 федеральных закона в сфере транспорта в части обеспечения доступности железнодорожного, водного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта и в морских портах, определить обязательные услуги, предоставляемые инвалидам при осуществлении перевозок, а также установить полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта по утверждению порядков обеспечения условий доступности на вокзалах и в транспортных средствах.

Законопроектом предлагается предусмотреть меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к информации и связи, в том числе к информационно-коммуникационным технологиям. Предлагается ввести требования к операторам связи обеспечивать доступность для инвалидов к объектам связи, в том числе местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи, определить механизм беспрепятственного доступа инвалидам к универсальным услугам связи (таксофонам и пунктам коллективного доступа к сети Интернет), к системам вызова экстренных оперативных служб, а также обеспечение доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети Интернет.

Предусматриваются изменения в правовом регулировании избирательных прав граждан в части обеспечения инвалидам условий доступности помещений для голосования. Устанавливается, что при проведении голосования таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права оказывается необходимая помощь.

Комитет отмечает, что в законопроекте заложен механизм поэтапности формирования безбарьерной среды, а также обеспечение соразмерности вводимых норм с финансово-экономическими возможностями государства и предпринимателей. Приспособление к потребностям инвалидов действующих объектов предусматривается осуществлять поэтапно по мере реализации отраслевых и региональных программ развития, для чего вводится переходный период. Объем дополнительных бюджетных средств, привлекаемых для поэтапного повышения уровня доступности объектов и услуг, будет зависеть от численности проектируемых, реконструируемых и приспосабливаемых с учетом потребностей инвалидов объектов и реализуемых мероприятий, которые будут включаться в государственные программы развития соответствующих отраслей исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, предусмотренная поэтапная реализация мер по последовательному повышению уровня доступности для инвалидов окружающей среды в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, позволит обеспечить их планомерное выполнение, не выходя за рамки финансово-экономических возможностей государства.

Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом меры позволят обеспечить установленные Конвенцией принципы: разумного приспособления объектов и услуг (внесение необходимых и оправданных модификаций в целях реализации инвалидами своих прав) и универсального дизайна предметов, товаров, программ и услуг (в целях их максимальной пригодности для всех людей, включая инвалидов). Предлагаемые изменения направлены на интеграцию инвалидов, а также других маломобильных групп населения, это позволит обеспечить большую доступность объектов и услуг, что сделает условия жизнедеятельности более комфортными для 13 млн. инвалидов и для 40 млн. маломобильных граждан, а с учетом членов семей этих граждан качество жизни улучшится у 70 - 80 млн. человек.

Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта Федерального закона N 480719-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

 

Председатель Комитета

В.В.РЯЗАНСКИЙ