Письмо Правительства РФ от 18.12.1998 N 5674п-П5

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 декабря 1998 г. N 5674п-П5

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О государственных и муниципальных унитарных предприятиях, внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания П.Г. Буничем, Н.В. Арефьевым, М.В. Емельяновым, П.В. Веселкиным, В.И. Головлевым, В.Ю. Кузнецовым, Н.Н. Савельевым, В.И. Сергиенко, А.Г. Чершинцевым и В.Е. Ларицким.

Из-за отсутствия надлежащего финансово - экономического обоснования к законопроекту представить заключение в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным;

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

Проект Федерального закона О государственных и муниципальных унитарных предприятиях, внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, нуждается в существенной доработке и приведении в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представляется целесообразным учесть, что Государственной Думой Федерального Собрания 5 декабря 1995 г. в первом чтении был рассмотрен проект Федерального закона О государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Указанный проект был внесен Правительством Российской Федерации 24 июля 1995 г. и согласно решению Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности от 12 июля 1996 г. был разослан для подготовки ко второму чтению.

Законопроект предлагается доработать с учетом следующих замечаний:

1. В законопроекте при определении видов государственных унитарных предприятий (пункт 2 статьи 2, пункт 1 статьи 4, статья 7 и др.) необходимо использовать понятия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Используемое в проекте понятие государственное и муниципальное унитарное предприятие Гражданский кодекс Российской Федерации применяет ко всем видам государственных унитарных предприятий (глава 4). В связи с изложенным предлагается рассмотреть возможность введения понятия унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (хозяйственное предприятие).

2. В пункте 3 статьи 4 Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения указать срок, в который унитарное предприятие обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса.

3. В статье 7 Дочерние предприятия:

а) пункт 1 дополнить абзацем:

участие государственного унитарного предприятия в уставном фонде дочернего предприятия допускается только с согласия собственника.

б) абзац 2 пункта 7 о праве государственного (муниципального) предприятия - учредителя дочернего предприятия на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении дочернего предприятия, необходимо привести в соответствие со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1), в которой устанавливается, что право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, имеет собственник этого имущества.

4. В статье 8 Ответственность унитарного предприятия:

а) в пункте 2 статьи 8 предусматривается, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом и иными федеральными законами, а также что унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального образования кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Однако в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, либо учредительными документами предприятия (пункт 3 статьи 56, пункт 8 статьи 114). Устанавливая, что унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает исключений из этого правила (пункт 5 статьи 113);

б) при рассмотрении пункта 3 статьи 8 проекта следует иметь в виду, что Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 5 статьи 115) предусматривает субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия только в случае недостаточности его имущества.

Абзац 3 пункта 3 исключить ввиду того, что предусмотренное указанной нормой основание для привлечения Российской Федерации к субсидиарной ответственности по обязательствам казенного предприятия отсутствует в Гражданском кодексе Российской Федерации (пункт 5 статьи 115) и, следовательно, закрепление такой ответственности федеральным законом противоречит положениям Кодекса.

5. Положения пункта 2 статьи 9 проекта, устанавливающие, что государственное (муниципальное) предприятие, учредившее дочернее предприятие, отвечает солидарно с дочерним предприятием по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний государственного (муниципального) предприятия - учредителя, противоречат пункту 3 статьи 56 и пункту 8 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают такой ответственности.

6. В главе II Создание унитарного предприятия (статьи 10, 11, 12) необходимо определить порядок принятия решения о создании предприятия.

Согласно проекту (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11, пункт 1 статьи 23) только собственник имущества государственного (муниципального) унитарного предприятия принимает решение о создании унитарного предприятия, утверждает устав предприятия и назначает его руководителя.

Указанные положения проекта не соответствуют пунктам 1 и 2 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым уполномоченный на то государственный орган или орган местного самоуправления принимает решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и утверждает его устав. В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации руководитель унитарного предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом.

7. Пункт 3 статьи 10 Учреждение унитарного предприятия изложить в редакции:

Казенное предприятие может быть создано по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в случаях:

когда преобладающая или значительная часть производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) предназначена для федеральных государственных нужд;

необходимости использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, обеспечения функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности, направленной на решение социальных задач путем реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность;

производства отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте;

осуществления отдельных дотируемых видов деятельности..

8. В статье 11 Учредительные документы унитарного предприятия:

а) пункт 2 дополнить абзацем 3 следующего содержания:

Устав федерального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным государственным органом;

б) пункт 3 после абзаца 5 дополнить следующими абзацами:

порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителя унитарного предприятия;

сведения о заключении, изменении и расторжении контракта с руководителем унитарного предприятия;

в) в пункте 4 необходимо предусмотреть положение о том, что часть прибыли унитарного предприятия, перечисляемого государству как собственнику имущества, имея при этом в виду, что решение вопросов, связанных с определением размера указанной части прибыли и ее перечисление осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

9. Глава III Имущество и уставный фонд унитарного предприятия (статьи 13 - 22) законопроекта нуждается в серьезной доработке с целью уточнения порядка формирования уставного фонда предприятия. Данный вопрос должен быть подробно урегулирован с целью исключения возможности неоднозначного толкования норм, регулирующих эти отношения.

В частности, необходимо упорядочить употребление ряда понятий, таких как взнос собственника, имущество, передаваемое собственником, обособление... имущества для его передачи и другие, а также уточнить их содержание и соотношение.

10. В статье 13 Имущество унитарного предприятия:

а) при рассмотрении пункта 1 следует иметь в виду, что взносы собственника при создании унитарного предприятия также относятся к имуществу, закрепляемому собственником за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного правления;

б) в пункте 2 следует конкретизировать момент возникновения унитарного предприятия права на закрепленное имущество, изложив указанную норму в редакции, исключающей неоднозначное толкование.

Содержание пункта 2 статьи 13 проекта необходимо привести в соответствие с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11. В статье 14 Уставный фонд унитарного предприятия:

а) пункт 2 статьи 14 проекта в части, касающейся определения размера уставного фонда на дату представления документов для государственной регистрации государственного (муниципального) предприятия, необходимо согласовать с пунктом 4 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что до государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником;

б) в пункте 3 заменить слова десяти тысячекратной установленной федеральным законом величины минимального размера оплаты труда на слова двух тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

в) пункт 5 статьи 14 проекта, исключающий образование уставного фонда в казенном предприятии, не согласуется с требованиями пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации о включении в устав унитарного предприятия сведений о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

12. Представляется, что положения статьи 12 Государственная регистрация унитарного предприятия и пункта 4 статьи 16 Увеличение уставного фонда законопроекта, предусматривающие порядок регистрации государственных унитарных предприятий, должны быть предметом регулирования не данного проекта, а Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц,

13. В пункте 3 статьи 13 Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия устанавливается, что в случаях, когда собственник в разумный срок не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации государственного (муниципального) предприятия или о преобразовании федерального государственного предприятия в казенное предприятие, соответствующие органы вправе предъявить требование в суд о ликвидации государственного (муниципального) предприятия.

Однако наряду с общими для всех юридических лиц основаниями их ликвидации по решению суда, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность ликвидации унитарного предприятия по решению суда только в случае, когда стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом (пункт 2 статьи 61, пункт 5 статьи 114).

14. В Статье 20 Распоряжение имуществом государственного (муниципального) предприятия пункт 2 следует привести в соответствие с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также дополнить абзацем 3 следующего содержания:

Полномочия собственника имущества, закрепленного за федеральным унитарным предприятием, осуществляет уполномоченный государственный орган, если иное не установлено федеральными законами.

15. Исключить пункт 5 статьи 20 и пункт 4 статьи 21 поскольку возникающие отношения о преимущественных правах муниципальных образований на отчуждаемые предприятием социально - культурные объекты не относятся к предмету регулирования данного Федерального закона.

16. Целесообразно отразить в статьях 20 - 21 законопроекта особенности таких видов имущества, закрепляемого за унитарными предприятиями, как ценные бумаги и объекты федеральной собственности, находящиеся за рубежом, а также меры по защите имущественных интересов государства по распоряжению указанными объектами.

17. Положения пункта 3 статьи 22 Распоряжение имуществом дочернего предприятия нуждаются в уточнении, поскольку учредитель дочернего предприятия передает ему часть своего имущества в хозяйственное ведение. При этом дочернее предприятие вправе распоряжаться им в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.

18. Статью 23 Управление унитарным предприятием дополнить пунктом 1, изложив в нем требования к системе управления государственными унитарными предприятиями.

19. Положения статьи 24 Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки в части употребления понятия аффилированных лиц необходимо согласовать с нормами Закона Российской Федерации О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в редакции от 6 мая 1998 года (статья 4).

20. В статье 25 Права собственника имущества унитарного предприятия:

а) в указанную статью включить предусмотренное статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации положение о праве собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

в) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:

изымать у унитарного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество в установленном порядке;

доводить до унитарного предприятия в установленном порядке обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

г) пункт 2 статьи 25 исключить.

21. В главе IV Управление унитарным предприятием целесообразно отразить положения, которые подлежат обязательному включению в контракт, заключаемый с руководителем унитарного предприятия.

Кроме того, за рамками проекта остались вопросы взаимодействия унитарных предприятий с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление и координацию в соответствующих отраслях.

22. В статье 26 Контроль за деятельностью унитарного предприятия:

а) в абзац 1 пункта 1 после слов осуществляется изложить в следующей редакции собственником или уполномоченным на то органом;

б) в абзаце 2 пункта 1 слова и только по инициативе собственника заменить словами по инициативе собственника или самого предприятия;

в) пункт 1 после абзаца 2 дополнить абзацами следующего содержания:

В целях осуществления контроля за деятельностью федеральных унитарных предприятий уполномоченный государственный орган:

назначает и освобождает от должности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации;

заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий;

организует систему государственного контроля за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества.

23. В пункте 4 статьи 33 Ликвидация унитарного предприятия предусмотрено, что при невозможности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого государственного (муниципального) предприятия в полном объеме, собственник обязан принять решение, обязывающее руководителя государственного (муниципального) предприятия обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия банкротом.

Данные положения проекта не согласуются с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве), который обязывает руководителя должника, ликвидационную комиссию (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, не дожидаясь соответствующего решения собственника.

24. В статье 35 Переходные положения:

а) пункт 1 исключить, поскольку субъекты, на которые распространяется действие Федерального закона, определен в главе 1.

Кроме того, не ясно, на какие унитарные предприятия, не основанные на государственной (муниципальной) собственности, не распространяется действие данного Закона, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия;

б) редакция пункта 3 статьи 35 проекта требует уточнения с учетом положений пункта 6 статьи 6 Федерального закона О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.