ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 декабря 1998
г. N 5674п-П5
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В
Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона
О государственных и муниципальных унитарных предприятиях, внесенный
депутатами Государственной Думы Федерального Собрания П.Г. Буничем, Н.В.
Арефьевым, М.В. Емельяновым, П.В. Веселкиным, В.И. Головлевым, В.Ю. Кузнецовым,
Н.Н. Савельевым, В.И. Сергиенко, А.Г. Чершинцевым и В.Е. Ларицким.
Из-за отсутствия
надлежащего финансово - экономического обоснования к законопроекту представить
заключение в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации не представляется возможным;
По существу
законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
Ю.МАСЛЮКОВ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Проект Федерального
закона О государственных и муниципальных унитарных предприятиях,
внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, нуждается в существенной доработке и приведении в соответствие с
нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того,
представляется целесообразным учесть, что Государственной Думой Федерального
Собрания 5 декабря 1995 г. в первом чтении был рассмотрен проект Федерального
закона О государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Указанный проект был внесен Правительством Российской Федерации 24 июля 1995 г.
и согласно решению Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной
деятельности от 12 июля 1996 г. был разослан для подготовки ко второму чтению.
Законопроект
предлагается доработать с учетом следующих замечаний:
1. В законопроекте при определении видов государственных унитарных
предприятий (пункт 2 статьи 2, пункт 1 статьи 4, статья 7 и др.) необходимо
использовать понятия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской
Федерации, а именно унитарное предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения, унитарное предприятие, основанное на праве
оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Используемое в
проекте понятие государственное и муниципальное унитарное
предприятие Гражданский кодекс Российской Федерации применяет ко всем
видам государственных унитарных предприятий (глава 4). В связи с изложенным предлагается рассмотреть возможность введения
понятия унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
(хозяйственное предприятие).
2. В пункте 3
статьи 4 Фирменное наименование унитарного предприятия и его место
нахождения указать срок, в который унитарное предприятие обязано
уведомлять об изменении своего почтового адреса.
3. В статье 7
Дочерние предприятия:
а) пункт 1
дополнить абзацем:
участие
государственного унитарного предприятия в уставном фонде дочернего предприятия
допускается только с согласия собственника.
б) абзац 2
пункта 7 о праве государственного (муниципального) предприятия - учредителя
дочернего предприятия на получение части прибыли от использования имущества,
находящегося в хозяйственном ведении дочернего предприятия, необходимо привести
в соответствие со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт
1), в которой устанавливается, что право на получение части прибыли от
использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия,
имеет собственник этого имущества.
4. В статье 8
Ответственность унитарного предприятия:
а) в пункте
2 статьи 8 предусматривается, что Российская Федерация, субъект
Российской Федерации и муниципальное образование не несут ответственности по
обязательствам унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных
Федеральным законом и иными федеральными законами, а также что
унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального
образования кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Однако в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации собственник имущества
унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает
по обязательствам предприятия за исключением случаев, предусмотренных этим
Кодексом, либо учредительными документами предприятия (пункт 3 статьи 56, пункт
8 статьи 114). Устанавливая, что унитарное предприятие не несет ответственности
по обязательствам собственника его имущества, Гражданский кодекс Российской
Федерации не предусматривает исключений из этого правила (пункт 5 статьи 113);
б) при рассмотрении
пункта 3 статьи 8 проекта следует иметь в виду, что Гражданский кодекс
Российской Федерации (пункт 5 статьи 115) предусматривает субсидиарную
ответственность Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия
только в случае недостаточности его имущества.
Абзац 3 пункта 3
исключить ввиду того, что предусмотренное указанной нормой основание для
привлечения Российской Федерации к субсидиарной ответственности по
обязательствам казенного предприятия отсутствует в Гражданском кодексе
Российской Федерации (пункт 5 статьи 115) и, следовательно, закрепление такой
ответственности федеральным законом противоречит положениям Кодекса.
5. Положения пункта 2 статьи 9 проекта, устанавливающие, что
государственное (муниципальное) предприятие, учредившее дочернее предприятие,
отвечает солидарно с дочерним предприятием по сделкам, заключенным последним во
исполнение указаний государственного (муниципального) предприятия - учредителя,
противоречат пункту 3 статьи 56 и пункту 8 статьи 114 Гражданского кодекса
Российской Федерации, которые не предусматривают такой ответственности.
6. В главе II
Создание унитарного предприятия (статьи 10, 11, 12) необходимо
определить порядок принятия решения о создании предприятия.
Согласно проекту
(пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11, пункт 1 статьи 23) только собственник
имущества государственного (муниципального) унитарного предприятия принимает
решение о создании унитарного предприятия, утверждает устав предприятия и
назначает его руководителя.
Указанные положения
проекта не соответствуют пунктам 1 и 2 статьи 114 Гражданского кодекса
Российской Федерации, согласно которым уполномоченный на то государственный
орган или орган местного самоуправления принимает решение о создании унитарного
предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и утверждает его
устав. В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Гражданского кодекса Российской
Федерации руководитель унитарного предприятия назначается собственником либо
уполномоченным собственником органом.
7. Пункт 3 статьи
10 Учреждение унитарного предприятия изложить в редакции:
Казенное
предприятие может быть создано по решению Правительства Российской Федерации на
базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в случаях:
когда преобладающая
или значительная часть производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых
услуг) предназначена для федеральных государственных нужд;
необходимости
использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества,
необходимого для обеспечения национальной безопасности, обеспечения
функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации
иных стратегических интересов Российской Федерации;
необходимости
осуществления деятельности, направленной на решение социальных задач путем
реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения
прибыльности;
необходимости
разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящихся в сфере
национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную
безопасность;
производства
отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте;
осуществления
отдельных дотируемых видов деятельности..
8. В статье 11
Учредительные документы унитарного предприятия:
а) пункт 2
дополнить абзацем 3 следующего содержания:
Устав
федерального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, утверждается уполномоченным государственным органом;
б) пункт 3 после
абзаца 5 дополнить следующими абзацами:
порядок
назначения на должность и освобождения от должности руководителя унитарного
предприятия;
сведения о
заключении, изменении и расторжении контракта с руководителем унитарного
предприятия;
в) в пункте 4
необходимо предусмотреть положение о том, что часть прибыли унитарного
предприятия, перечисляемого государству как собственнику имущества, имея при
этом в виду, что решение вопросов, связанных с определением размера указанной
части прибыли и ее перечисление осуществляется в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
9. Глава III Имущество
и уставный фонд унитарного предприятия (статьи 13 - 22) законопроекта
нуждается в серьезной доработке с целью уточнения порядка
формирования уставного фонда предприятия. Данный вопрос должен быть
подробно урегулирован с целью исключения возможности неоднозначного толкования
норм, регулирующих эти отношения.
В частности,
необходимо упорядочить употребление ряда понятий, таких как взнос
собственника, имущество, передаваемое собственником,
обособление... имущества для его передачи и другие, а также
уточнить их содержание и соотношение.
10. В статье 13
Имущество унитарного предприятия:
а) при рассмотрении
пункта 1 следует иметь в виду, что взносы собственника при создании унитарного
предприятия также относятся к имуществу, закрепляемому собственником за
предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного правления;
б) в пункте 2
следует конкретизировать момент возникновения унитарного предприятия права на
закрепленное имущество, изложив указанную норму в редакции, исключающей
неоднозначное толкование.
Содержание пункта 2
статьи 13 проекта необходимо привести в соответствие с пунктом 1 статьи 299
Гражданского кодекса Российской Федерации.
11. В статье 14
Уставный фонд унитарного предприятия:
а) пункт 2
статьи 14 проекта в части, касающейся определения размера уставного фонда на
дату представления документов для государственной регистрации государственного
(муниципального) предприятия, необходимо согласовать с пунктом 4 статьи 114
Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что до
государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником;
б) в пункте
3 заменить слова десяти тысячекратной установленной федеральным законом
величины минимального размера оплаты труда на слова двух тысячекратной
суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным
законом;
в) пункт 5 статьи
14 проекта, исключающий образование уставного фонда в казенном предприятии, не
согласуется с требованиями пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской
Федерации о включении в устав унитарного предприятия сведений о размере
уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
12. Представляется,
что положения статьи 12 Государственная регистрация унитарного
предприятия и пункта 4 статьи 16 Увеличение уставного фонда
законопроекта, предусматривающие порядок регистрации государственных унитарных
предприятий, должны быть предметом регулирования не
данного проекта, а Федерального закона О государственной регистрации
юридических лиц,
13. В пункте 3 статьи 13 Резервный фонд и иные фонды унитарного
предприятия устанавливается, что в случаях, когда собственник в разумный
срок не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении
чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации
государственного (муниципального) предприятия или о преобразовании федерального
государственного предприятия в казенное предприятие, соответствующие органы
вправе предъявить требование в суд о ликвидации государственного
(муниципального) предприятия.
Однако
наряду с общими для всех юридических лиц основаниями их ликвидации по решению
суда, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность
ликвидации унитарного предприятия по решению суда только в случае, когда
стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом
(пункт 2 статьи 61, пункт 5 статьи 114).
14. В Статье 20
Распоряжение имуществом государственного (муниципального)
предприятия пункт 2 следует привести в соответствие с пунктом 2 статьи
295 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также дополнить абзацем 3
следующего содержания:
Полномочия
собственника имущества, закрепленного за федеральным унитарным предприятием,
осуществляет уполномоченный государственный орган, если иное не установлено
федеральными законами.
15. Исключить пункт
5 статьи 20 и пункт 4 статьи 21 поскольку возникающие
отношения о преимущественных правах муниципальных образований на отчуждаемые
предприятием социально - культурные объекты не относятся к предмету
регулирования данного Федерального закона.
16. Целесообразно
отразить в статьях 20 - 21 законопроекта особенности таких видов имущества,
закрепляемого за унитарными предприятиями, как ценные бумаги и объекты
федеральной собственности, находящиеся за рубежом, а также меры по защите
имущественных интересов государства по распоряжению указанными объектами.
17. Положения
пункта 3 статьи 22 Распоряжение имуществом дочернего предприятия
нуждаются в уточнении, поскольку учредитель дочернего предприятия передает ему
часть своего имущества в хозяйственное ведение. При этом дочернее предприятие
вправе распоряжаться им в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 295 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
18. Статью 23
Управление унитарным предприятием дополнить пунктом 1, изложив в
нем требования к системе управления государственными унитарными предприятиями.
19. Положения статьи 24 Заинтересованность в совершении унитарным
предприятием сделки в части употребления понятия аффилированных
лиц необходимо согласовать с нормами Закона Российской Федерации О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках (в редакции от 6 мая 1998 года (статья 4).
20. В статье 25
Права собственника имущества унитарного предприятия:
а) в указанную
статью включить предусмотренное статьей 295 Гражданского кодекса Российской
Федерации положение о праве собственника на получение части прибыли от
использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
в) пункт 1
дополнить абзацами следующего содержания:
изымать у
унитарного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по
назначению имущество в установленном порядке;
доводить до
унитарного предприятия в установленном порядке обязательные для исполнения
заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных
государственных нужд.
г) пункт 2 статьи
25 исключить.
21. В главе IV
Управление унитарным предприятием целесообразно отразить положения,
которые подлежат обязательному включению в контракт, заключаемый с
руководителем унитарного предприятия.
Кроме того, за
рамками проекта остались вопросы взаимодействия унитарных предприятий с
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление и
координацию в соответствующих отраслях.
22. В статье 26
Контроль за деятельностью унитарного
предприятия:
а) в абзац 1 пункта
1 после слов осуществляется изложить в следующей редакции
собственником или уполномоченным на то органом;
б) в абзаце 2
пункта 1 слова и только по инициативе собственника заменить словами
по инициативе собственника или самого предприятия;
в) пункт 1 после
абзаца 2 дополнить абзацами следующего содержания:
В целях
осуществления контроля за деятельностью федеральных
унитарных предприятий уполномоченный государственный орган:
назначает и
освобождает от должности руководителей федеральных государственных унитарных
предприятий, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации;
заключает, изменяет
и расторгает контракты с руководителями федеральных государственных унитарных
предприятий;
организует систему
государственного контроля за распоряжением,
использованием по назначению и сохранностью федерального имущества.
23. В пункте 4
статьи 33 Ликвидация унитарного предприятия предусмотрено, что при
невозможности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого
государственного (муниципального) предприятия в полном объеме, собственник
обязан принять решение, обязывающее руководителя государственного
(муниципального) предприятия обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании этого предприятия банкротом.
Данные положения
проекта не согласуются с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона О
несостоятельности (банкротстве), который обязывает руководителя должника,
ликвидационную комиссию (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением
должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена
невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, не
дожидаясь соответствующего решения собственника.
24. В статье 35
Переходные положения:
а) пункт 1
исключить, поскольку субъекты, на которые распространяется действие
Федерального закона, определен в главе 1.
Кроме того, не
ясно, на какие унитарные предприятия, не основанные на государственной
(муниципальной) собственности, не распространяется действие данного Закона,
поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской
Федерации в форме унитарных предприятий могут быть созданы только
государственные и муниципальные предприятия;
б) редакция пункта
3 статьи 35 проекта требует уточнения с учетом положений пункта 6 статьи 6
Федерального закона О введении в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации.