Письмо Счетной палаты РФ от 18.12.1998 N 01-1300/14

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 декабря 1998 г. N 01-1300/14

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 декабря 1998 года (протокол N 178) Счетная палата провела экспертизу и направляет заключения на проекты следующих Федеральных законов:

- О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год.

 

Председатель

Х.М.КАРМОКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 ГОД

 

1. Проект Федерального закона О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год до сих пор не утвержден.

2. Проект бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год сформирован по доходам в сумме 13733,2 млн. руб. и по расходам в сумме 13733,2 млн. руб., т.е. сбалансирован.

Однако проект бюджета разработан на основе проекта Федерального закона, внесенного Правительством Российской Федерации 8 декабря 1998 г. в Государственную Думу Российской Федерации О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды, и лишен утвержденной правовой базы.

 

Доходы Фонда

 

1. В статье 1 законопроекта О бюджете Государственного фонда занятости населения РФ на 1999 год доходы Фонда предусматриваются в сумме 13733,2 млн. руб.

В законопроекте страховые взносы определены Фондом на 1999 год в сумме 12378,3 млн. руб. Расчет взносов произведен исходя из годового фонда оплаты труда в сумме 980,0 млн. руб. (данные Минэкономики Российской Федерации).

Однако при определении облагаемой базы необходимо учитывать сложившийся фонд оплаты труда за декабрь месяц 1998 г. и за январь - ноябрь 1999 года, что составит 925,7 млрд. руб. или меньше на 54,3 млрд. руб. В результате облагаемая база для расчета страховых взносов в законопроекте завышена.

При определении поступлений этих платежей учитывались льготы, предоставляемые плательщикам. В законопроекте размер льгот предусмотрен на 1999 год на уровне 8,1% (необлагаемый фонд оплаты труда - 78,5 млрд. руб.).

При действующем тарифе страховых взносов 1,5% и уровне собираемости платежей, предусмотренных в законопроекте (85%), потери Фонда от предоставления льгот составят 1,0 млрд. руб., а при собираемости платежей на уровне 100% - 1,2 млрд. руб.

Следует подчеркнуть, что размер льгот в объеме 8,1% по страховым платежам на 1999 год не обоснован конкретными расчетами и увеличен на 2,9% по сравнению с ранее действующим в предыдущих периодах.

Исходя из вышеуказанного фонда оплаты труда на 1999 год в объеме 925,7 млрд. руб., действующего тарифа страховых взносов до 1 марта 1999 г. 1,5% и вводимого тарифа с 1 марта до конца 1999 года 1,4%, а также сложившегося уровня собираемости взносов, их сумма будет равна 10254,7 млн. руб. против предусмотренной в законопроекте 12378,3 млн. руб., или меньше на 2123,6 млн. рублей.

Необходимость уточнения величины страховых платежей в законопроекте на 1999 год диктуется и тем, что за 9 месяцев 1998 г. в Фонд поступило всего 5366,7 млн. руб. этих средств, а по итогам 1998 г. их сумма составит примерно 7500 млн. руб. при предусмотренном на 1999 год объеме платежей - 12378,3 млн. рублей. Следовательно, рост этих платежей на 1999 год будет равен 4878,3 млн. руб. или 165,0%, что представляется нереальным.

2. В доходах Фонда мобилизация просроченной задолженности организаций по страховым платежам определена в объеме 750,0 млн. руб. Однако эта сумма должна быть увеличена. По состоянию на 1 октября 1998 года просроченная задолженность достигла 13000,0 млн. руб., а до конца года будет равна около 14000,0 млн. рублей. Частичное взыскание этой задолженности в размере 10% позволит увеличить доходы Фонда примерно на 1400,0 млн. руб., что необходимо отразить в законопроекте отдельной строкой.

3. Прочие поступления в законопроекте на 1999 год (от возврата выделенных кредитных средств) предусматриваются в сумме 604,9 млн. руб. и по величине занижены. По отчету Фонда за 9 месяцев 1998 г. прочие поступления составили 905,6 млн. руб. и за год их величина будет равна около 1200,0 млн. руб. (в 1997 г. было 863,5 млн. руб.). В результате прочие поступления в составе доходов Фонда следует увеличить на 595,1 млн. рублей.

4. Остаток средств Фонда на начало года в законопроекте на 1999 год не предусматривается, в то же время на 1 октября 1998 г. его величина равна 374,1 млн. рублей.

5. Федеральный бюджет должен погасить Государственному фонду занятости населения Российской Федерации задолженность по возмещению расходов на содержание аппарата Фонда за 1996 - 1997 гг., финансируемые из средств федерального бюджета, в сумме около 5,0 млн. руб. Ранее эти затраты были профинансированы из средств Фонда и до сих пор не возмещены федеральным бюджетом.

Необходимо в законопроекте в доходах Фонда предусмотреть возврат этой задолженности Фонду федеральным бюджетом в 1999 году.

 

Расходы Фонда

 

1. В соответствии со статьей 3 законопроекта О бюджете Государственного фонда занятости населения РФ на 1998 год расходы Фонда предусматриваются в сумме 13733,2 млн. руб.

Из этих ассигнований в 1999 году средства в сумме 1901,0 млн. руб. (13,8% затрат Фонда) направляются на реализацию активной политики занятости и 9941,9 млн. руб. (72,4%) - на программу материальной поддержки лиц, признанных безработными, т.е. пассивной политики занятости.

Приоритеты в расходовании средств Фондом в 1999 г. смещаются с активной политики занятости к пассивной политике. На протяжении 3-х лет, т.е. с 1996 - 1998 гг. наблюдается резкое сокращение финансирования программ активной политики занятости населения (создание новых рабочих мест, перепрофилирование кадров, организация общественных работ и т.д.). Их удельный вес в структуре расходов исполнения бюджета Фонда в 1996 г. составил 22,8%, в 1997 г. - 16,7%, в 1998 г. ожидается 13,4%.

2. В законопроекте на 1999 год предусматривается направить средства Фонда на выплату пособий по безработице в сумме 6495,0 млн. руб., в т.ч. на погашение задолженности по выплатам пособий по безработице за 1996 - 1997 годы в сумме 2600,0 млн. руб. Однако, на 1 октября 1998 г. задолженность по выплате пособий по безработице достигла по Российской Федерации 3708,2 млн. руб., а к началу 1999 г. превысит 4000,0 млн. рублей. Следовательно, расходы Фонда по этой статье следует скорректировать с учетом ожидаемой суммы задолженности по этим пособиям.

3. Расходная статья бюджета Фонда по банковским и почтовым услугам по доставке, пересылке средств на материальную поддержку безработных должна быть выделена и не включаться в состав затрат на финансирование программ материальной поддержки безработных.

4. На административные расходы органов службы занятости предусмотрено израсходовать в 1999 году 1545,3 млн. руб. или 11,2% от всех затрат Фонда. По отношению к сумме средств, направленных на проведение активной политики занятости Фонда, административные расходы составят 81,2%. Однако к законопроекту не представлена смета административных расходов и расчеты к ней по отдельным статьям затрат.

5. На 1999 год предусматривается централизация на федеральном уровне и зачисление в Федеральную часть Фонда отчислений в размере 30% от сумм, формируемых на территории субъектов Российской Федерации, - 3713,5 млн. руб. Наличие регионов с большим превышением доходов над расходами и, наоборот, регионов со значительным дефицитом средств требует увеличения централизуемой части Фонда занятости населения.

Однако не все регионы своевременно перечисляют средства в Федеральную часть Фонда. Сумма задолженности регионов-доноров составила за 9 месяцев 1998 г. 343,6 млн. руб.

В законопроекте по бюджету Фонда на 1999 г. не предусматриваются меры по ликвидации просроченной задолженности регионов-доноров по перечислению средств в централизованную часть Фонда.

5. В статье 5 законопроекта, предусматривающей предоставление права Министерству труда и социального развития Российской Федерации перераспределять в течение 1999 года средства федеральной части Фонда занятости по результатам исполнения доходной части бюджета, необходимо конкретизировать, что эти средства направляются прежде всего на финансирование приоритетных расходных статей.

В связи с изложенным предлагается:

1. Учитывая тяжелое финансовое положение Фонда, значительную задолженность по выплате пособий по безработице, следует сохранить действующий в текущем году тариф страховых взносов 1,5%.

2. Уточнить доходы и расходы Фонда, а также объем ассигнований на реализацию активной политики занятости с целью его увеличения.

3. Уточнить сумму страховых взносов на 1999 год и объем предоставляемых льгот по этим платежам на основе конкретных расчетов.

4. Обеспечить в 1998 году 100% уровень собираемости страховых взносов в доходы Государственного фонда занятости населения РФ, а также принять меры по взысканию просроченной задолженности этих платежей в размере 10%.

Предусмотреть ответственность должностных лиц Госналогслужбы РФ за их выполнение.

5. Принять меры к взысканию образовавшейся задолженности регионов в Федеральную часть Фонда.

6. Представить смету административных расходов Фонда и расчеты, подтверждающие их величину. Постатейное сокращение административных расходов на содержание органов занятости следует осуществлять на основании конкретных расчетов.

7. Уточнить в составе доходов Фонда сумму поступлений от возврата кредитных средств.

8. Обеспечить в 1999 году возврат задолженности федерального бюджета в сумме 5,0 млн. рублей Государственному фонду занятости населения Российской Федерации.

9. Необходимо в законопроекте на 1999 год предусмотреть отдельную статью следующего содержания:

В целях обеспечения контроля за исполнением бюджета государственного внебюджетного фонда на 1999 год Государственный фонд занятости населения Российской Федерации обязан по запросам Счетной палаты Российской Федерации оперативно представлять копии платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами государственного внебюджетного фонда.

В законопроекте бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год целесообразно предусмотреть необходимые расходы для реализации данных предложений.

 

Аудитор

И.Г.ДАХОВ