ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 18 июня 2014 г.
N 3.6-05/863
ЗАМЕЧАНИЯ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
N 492390-6 О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ
22.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТРУДОВОЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Комитет
Совета Федерации по экономической политике рассмотрел проект Федерального
закона N 492390-6 О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и Трудовой кодекс Российской Федерации (далее -
законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации 25 апреля 2014 года Депутатами Государственной Думы Д.И.
Савельевым, С.Е. Вайнштейном, и отмечает следующее.
Законопроектом
предусматривается изменение действующих норм Федерального закона О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и Трудового кодекса Российской Федерации.
Изменения и
дополнения, вносимые в статью 22.1 Федерального закона О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт
к), уточняют понятие прекращение уголовного преследования по
реабилитирующим основаниям, по которым лицу может быть отказано.
Законопроектом вводится определение: прекращение уголовного преследования
за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об
амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Такое уточнение необходимо для
того, чтобы снизить риск произвольного толкования понятия в ходе правоприменительной
практики.
В то же время
предлагаемая авторами законопроекта редакция пункта к статьи 22.1
существенно изменяет действующий порядок предоставления гражданами документов
для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из
действующей редакции изымается абзац следующего содержания: Указанный
документ (справка об отсутствии судимости) представляется по межведомственному
запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки,
которые установлены Правительством Российской Федерации. Такое изменение
не соответствует заявленным целям законопроекта и возлагает на заявителей
дополнительную обязанность по предоставлению документов, что ограничивает право
граждан на свободу экономической и противоречит статье 55 Конституции
Российской Федерации, в соответствии с которой: В Российской Федерации не
должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина.
Изменения и
дополнения, вносимые законопроектом в пункт 4 статьи 22.1, уточняют перечень
статей уголовного законодательства, привлечение к ответственности по которым
служит препятствием для регистрации лица в качестве индивидуального
предпринимателя в сфере педагогической деятельности. Положительной чертой
законопроекта является то, что к перечню преступлений, совершение которых в
прошлом препятствуют приобретению лицом права заниматься педагогической
деятельностью, добавлены преступления, ответственность за которые была
установлена Уголовным кодексом РСФСР. В настоящее время РФ не отвечает на
вопрос о возможности применения соответствующих запретов к лицам, осуждавшимся
за преступления, предусмотренные УК РСФСР 1960 года, УК РСФСР 1926 года, к
лицам, осуждавшимся по уголовному законодательству союзных республик в составе
СССР, что порождает произвол правоприменения и создает условия для коррупции.
В то же
время законопроектом путем конкретизации отдельных статей Уголовного кодекса
Российской Федерации сужается круг преступных деяний, совершение которых лицом
служит препятствием для его регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя в сфере педагогической деятельности, так как действующая норма
устанавливает эти ограничения по главам Уголовного кодекса Российской
Федерации, содержащим, в том числе, перечисляемые в законопроекте отдельные
статьи.
Законопроектом
статья 22.1 дополняется пунктом 5, устанавливающим сроки, ограничивающие право
на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с момента снятия
судимости или прекращения уголовного преследования.
Введение данной
нормы представляется обоснованным, однако предлагаемая авторами законопроекта
редакция противоречит статье 54 Конституции РФ, в соответствии с которой
если после совершения правонарушения ответственность за него устранена
или смягчена, применятся новый закон. Недопустимо введение в
законодательную систему Российской Федерации нормы, устанавливающей, что
ответственность не смягчается одновременно со смягчением уголовного закона так,
как это предполагается законопроектом - тяжесть совершенных деяний определяется
на момент совершения преступления, а срок профессионального ограничения не
изменяется, соответственно, при смягчении уголовной ответственности за
совершенные деяния.
Изменения,
вносимые законопроектом в абзац шестой части первой статьи 65 Трудового кодекса
Российской Федерации, носят уточняющий характер и соответствуют изменениям,
вносимым в статью 22.1 Федерального закона О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт к) и
уточняют понятие реабилитирующие основания как деяние,
преследование по которому прекращено за истечением срока давности, в связи с
примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
Предлагаемые
законопроектом редакции статей 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской
Федерации по своему содержанию сходны с изменениями, вносимыми законопроектом в
изменений в статью 22.1 Федерального закона О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Учитывая
вышеизложенное и принимая во внимание особую социальную значимость предлагаемых
законопроектом изменений действующих норм российского права, Комитет Совета
Федерации по экономической политике поддерживает проект Федерального закона N
492390-6 О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и Трудовой кодекс Российской Федерации. При этом Комитет считает возможным принятие данного законопроекта
лишь при условии его доработки с учетом сделанных замечаний.
Председатель
Комитета
Ю.В.НЕЕЛОВ