Письмо Комитета СФ ФС РФ по экономической политике от 18.06.2014 N 3.6-05/863

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 18 июня 2014 г. N 3.6-05/863

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 492390-6 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 22.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТРУДОВОЙ

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел проект Федерального закона N 492390-6 О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2014 года Депутатами Государственной Думы Д.И. Савельевым, С.Е. Вайнштейном, и отмечает следующее.

Законопроектом предусматривается изменение действующих норм Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Трудового кодекса Российской Федерации.

Изменения и дополнения, вносимые в статью 22.1 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт к), уточняют понятие прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, по которым лицу может быть отказано. Законопроектом вводится определение: прекращение уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Такое уточнение необходимо для того, чтобы снизить риск произвольного толкования понятия в ходе правоприменительной практики.

В то же время предлагаемая авторами законопроекта редакция пункта к статьи 22.1 существенно изменяет действующий порядок предоставления гражданами документов для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из действующей редакции изымается абзац следующего содержания: Указанный документ (справка об отсутствии судимости) представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такое изменение не соответствует заявленным целям законопроекта и возлагает на заявителей дополнительную обязанность по предоставлению документов, что ограничивает право граждан на свободу экономической и противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой: В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Изменения и дополнения, вносимые законопроектом в пункт 4 статьи 22.1, уточняют перечень статей уголовного законодательства, привлечение к ответственности по которым служит препятствием для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя в сфере педагогической деятельности. Положительной чертой законопроекта является то, что к перечню преступлений, совершение которых в прошлом препятствуют приобретению лицом права заниматься педагогической деятельностью, добавлены преступления, ответственность за которые была установлена Уголовным кодексом РСФСР. В настоящее время РФ не отвечает на вопрос о возможности применения соответствующих запретов к лицам, осуждавшимся за преступления, предусмотренные УК РСФСР 1960 года, УК РСФСР 1926 года, к лицам, осуждавшимся по уголовному законодательству союзных республик в составе СССР, что порождает произвол правоприменения и создает условия для коррупции.

В то же время законопроектом путем конкретизации отдельных статей Уголовного кодекса Российской Федерации сужается круг преступных деяний, совершение которых лицом служит препятствием для его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в сфере педагогической деятельности, так как действующая норма устанавливает эти ограничения по главам Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащим, в том числе, перечисляемые в законопроекте отдельные статьи.

Законопроектом статья 22.1 дополняется пунктом 5, устанавливающим сроки, ограничивающие право на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с момента снятия судимости или прекращения уголовного преследования.

Введение данной нормы представляется обоснованным, однако предлагаемая авторами законопроекта редакция противоречит статье 54 Конституции РФ, в соответствии с которой если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применятся новый закон. Недопустимо введение в законодательную систему Российской Федерации нормы, устанавливающей, что ответственность не смягчается одновременно со смягчением уголовного закона так, как это предполагается законопроектом - тяжесть совершенных деяний определяется на момент совершения преступления, а срок профессионального ограничения не изменяется, соответственно, при смягчении уголовной ответственности за совершенные деяния.

Изменения, вносимые законопроектом в абзац шестой части первой статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации, носят уточняющий характер и соответствуют изменениям, вносимым в статью 22.1 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт к) и уточняют понятие реабилитирующие основания как деяние, преследование по которому прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Предлагаемые законопроектом редакции статей 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему содержанию сходны с изменениями, вносимыми законопроектом в изменений в статью 22.1 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание особую социальную значимость предлагаемых законопроектом изменений действующих норм российского права, Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает проект Федерального закона N 492390-6 О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Трудовой кодекс Российской Федерации. При этом Комитет считает возможным принятие данного законопроекта лишь при условии его доработки с учетом сделанных замечаний.

 

Председатель Комитета

Ю.В.НЕЕЛОВ