Письмо Счетной палаты РФ от 18.12.1998 N 01-1300/14

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 декабря 1998 г. N 01-1300/14

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 декабря 1998 года (протокол N 178) Счетная палата провела экспертизу и направляет заключения на проекты следующих Федеральных законов:

- О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год.

 

Председатель

Х.М.КАРМОКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

НА 1999 ГОД

 

1. Федеральный закон О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1998 год до настоящего момента не принят, что позволяет Фонду использовать средства по собственному усмотрению.

2. Статья 1 законопроекта носит пояснительный характер по определению базы для расчета объема взносов на обязательное медицинское страхование на 1999 год в абсолютном исчислении с использованием макроэкономических показателей по фонду оплаты труда и раскрывает предполагаемый механизм исчисления фонда оплаты труда в 1999 году. Представляется, что эту статью следует исключить из законопроекта, поскольку указанный механизм изложен в пояснительной записке.

3. Проектом бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год доходы Фонда предусмотрены в сумме 1792,0 млн. руб., расходы - 1782,0 млн. руб. с превышением доходов над расходами - 10,0 млн. рублей.

4. Доходы Фонда определены на основе тарифа взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, предусмотренного в проекте Федерального закона О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды, внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1998 года. Указанным законопроектом предполагается сохранить тариф взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, действовавший в 1998 году, - 0,2%.

 

Доходы Федерального фонда обязательного

медицинского страхования

 

1. Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в данном законопроекте предусмотрены в сумме 1792,0 млн. руб. или 115,9% к ожидаемым доходам Фонда в 1998 году - 1189,2 млн. руб. (в сопоставимых условиях).

2. Формирование доходов Фонда в 1999 году будет производиться в основном за счет страховых взносов. Сумма этих платежей составит 1771,2 млн. руб. или 98,8% в структуре поступлений.

Взносы в Фонд определены исходя из фонда оплаты труда в сумме 980,0 млрд. руб. с учетом его предполагаемого повышения с 1 марта 1999 года на 10 процентов и уровня сбора платежей - 88,0% (с учетом предоставляемых в соответствии с действующим законодательством льгот по уплате страховых платежей - 5,2% от фонда оплаты труда).

Однако методика определения объема взносов, использованная при подготовке данного законопроекта, нуждается в корректировке, Вместо применяемой для расчета платежей базы (фонд оплаты труда за январь - декабрь 1999 года) для исчисления страховых взносов на 1999 год должен быть использован фонд оплаты труда за период с декабря 1998 года по ноябрь 1999 года включительно. Это объясняется действующим порядком уплаты платежей на обязательное медицинское страхование, которые в текущем месяце вносятся с сумм оплаты труда, начисленных за истекший месяц. Например, в январе 1999 года взносы будут уплачиваться плательщиками с выплат за декабрь 1998 года.

Таким образом, в законопроекте для расчета объема страховых взносов следует использовать фонд оплаты труда в сумме 925,7 млрд. руб., а также предусмотреть коэффициент собираемости взносов в размере 100%.

Объем страховых взносов на 1999 год с учетом указанных корректив составит 1755,1 млн. руб. или на 16,1 млн. руб. меньше, чем предусмотрено законопроектом, а при уровне собираемости взносов в размере 88% - 1544,5 млн. руб. (меньше на 226,7 млн. руб.).

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования формирует нормированный страховой запас, представляющий зарезервированные на случаи возникновения критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования средства, которые находятся на счетах Фонда (в том числе и на начало очередного финансового года). Однако в рассматриваемом законопроекте средства нормированного страхового запаса на 1 января 1999 года не отражены, хотя в проекте бюджета Фонда на 1998 года нормированный страховой запас был предусмотрен в сумме 92,0 млн. рублей.

В доходную часть бюджета Фонда на 1999 год должны быть включены средства нормированного страхового запаса, находящиеся на счетах Фонда по состоянию на 1 января 1999 года.

6. В законопроекте следует учитывать задолженность плательщиков по уплате страховых взносов в Фонд, которая на 1 октября 1998 года составила 865,5 млн. руб. а на 1 января 1999 года может увеличиться до 966,0 млн. рублей.

В проекте бюджета Фонда на 1999 год необходимо отдельной строкой отразить поступления, которые будут сформированы в результате погашения задолженности по уплате страховых взносов (в размере 5%), что позволит увеличить доходы Фонда на 48,3 млн. рублей.

 

Расходы Федерального фонда обязательного

медицинского страхования

 

1. На финансирование расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 1999 году предполагается выделить 1782,0 млн. руб., то по сравнению с ожидаемыми расходами на 1998 год (1176,2 млн. руб.) составляет в сопоставимых условиях 116,5 процента.

2. Основную сумму средств Фонда - 84,1 % или 1499,2 млн. руб. предусмотрено направить в виде субвенций на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению программ обязательного медицинского страхования (включая нормированный страховой запас).

3. Методика составления расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования является некорректной. В статью Субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению программ обязательного медицинского страхования включены средства нормированного страхового запаса, что вызывает возражения. Нормированный страховой запас представляет собой средства Фонда, зарезервированные на случай возникновения критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования и находящиеся на счетах Фонда. Данные средства должны учитываться в виде остатка средств Фонда, имеющего целевое назначение - стабилизация системы обязательного медицинского страхования на случай возникновения критических ситуаций. Соответственно расходную часть бюджета Фонда следует уменьшить на величину нормированного страхового запаса.

4. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в проекте бюджета на 1999 год сохраняет прежнюю тенденцию в использовании средств, когда основная сумма ассигнований направляется на предоставление субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, к законопроекту не приложены материалы, подтверждающие обоснование, перечень регионов и суммы выделяемых им средств.

5. На финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования предусмотрено направить 179,2 млн. руб. или 10% от общего объема доходов Фонда, т.е. на уровне предыдущих лет.

6. Другие расходы Фонда, связанные с финансовым обеспечением функционирования системы обязательного медицинского страхования (компьютеризация системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке специалистов, научные исследования, проведение региональных совещаний, конференций и другие расходы, а также содержание Федерального фонда обязательного медицинского страхования), предусмотрены в сумме 103,6 млн. руб. или 5,8% к годовым расходам Фонда, что не превышает аналогичных показателей за прошлые годы.

7. В рассматриваемом законопроекте нормированный страховой запас на 1999 год предлагается установить в сумме 120,0 млн. руб. или увеличить по сравнению с 1997 годом почти в 2,4 раза (50 млн. руб.).

Однако в пояснительной записке резкое увеличение нормированного страхового запаса ничем не мотивируется. Представляется целесообразным в пояснительной записке привести конкретные аргументы, связанные с необходимостью увеличения нормированного страхового запаса (указать направления и объемы расходования средств нормированного страхового запаса за прошедшие годы).

В связи с изложенным необходимо:

1. Произвести уточнения доходной и расходной части бюджета Фонда с учетом необходимости корректировки фонда оплаты труда и увеличения коэффициента собираемости взносов на обязательное медицинское страхование до 100 процентов.

2. Отразить в бюджете Фонда средства, которые должны поступить в результате погашения задолженности по уплате страховых взносов (в сумме 48,3 млн. рублей).

3. Включить в доходную часть бюджета Фонда средства нормированного страхового запаса, сложившиеся на 1 января 1999 года.

4. Включить в законопроект отдельную статью, содержащую перечень регионов, которым выдаются субвенции из средств Фонда. Представить расчеты и обоснования, подтверждающие необходимость выделения средств из Фонда конкретным территориям.

5. Обосновать необходимость увеличения нормированного страхового запаса до 120 млн. рублей.

6. Исключить средства нормированного страхового запаса из расходной части бюджета Фонда в размере 120,0 млн. руб. и предусмотреть их в качестве остатка средств Фонда.

7. Исключить из законопроекта статью 1, содержащую пояснения к определению базы для исчисления взносов на обязательное медицинское страхование в 1999 году.

8. В целях усиления контрольных функций Счетной палаты Российской Федерации за исполнением бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и унификации методов контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, Счетная палата Российской Федерации предлагает дополнить законопроект статьей следующего содержания:

В целях обеспечения контроля за исполнением бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год Фонд обязан по запросам Счетной палаты Российской Федерации оперативно представлять копии платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами Фонда.

 

Аудитор

И.Г.ДАХОВ