Письмо Счетной палаты РФ от 18.12.1998 N 01-1300/14

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 декабря 1998 г. N 01-1300/14

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 декабря 1998 года (протокол N 178) Счетная палата провела экспертизу и направляет заключения на проекты следующих Федеральных законов:

- О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год;

- О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год.

 

Председатель

Х.М.КАРМОКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 ГОД

 

1. Представленный законопроект разработан в условиях отсутствия утвержденных бюджетов Фонда на 1997 и 1998 годы.

2. Данный законопроект предусматривает снижение с марта 1999 года действующего в настоящее время тарифа страховых взносов в размере 5,4% до 4,4%. На текущий момент принятый в расчетах размер страховых взносов в Фонд законодательно не утвержден и вызывает возражения.

Потери доходов Фонда в 1999 г. при снижении тарифов страховых взносов в Фонд на 1 процентный пункт составят 6152,8 млн. руб. при коэффициенте сбора страховых платежей на уровне 86,0%, указанного в представленных расчетах доходов Фонда на 1999 год.

В результате снижения тарифа страховых платежей в Фонд будут практически ликвидированы такие традиционные направления расходования средств, как оплата путевок для работающих и их детей в санатории, дома отдыха и пансионаты; расходы на диетическое питание; выделение дотаций на содержание детско-юношеских спортивных школ и другие затраты. В условиях снижения реальных доходов населения это приведет к усилению социальной напряженности в обществе.

3. Представленный законопроект бюджета Фонда на 1999 год предусматривает превышение доходов над расходами в сумме 122,3 млн. рублей.

 

Доходы Фонда

 

1. В проекте бюджета Фонда на 1999 год доходы определены в сумме 42506,26 млн. руб., что в сопоставимых условиях составит 96,3% к ожидаемым средствам Фонда за 1998 год, т.е. наблюдается сокращение поступлений.

Страховые взносы составят 39033,3 млн. рублей. Расчеты страховых взносов производились исходя из фонда оплаты труда на 1999 год 980 млрд. руб. и возможности его увеличения с марта 1999 года на 10%, а также сокращения с 1 марта 1999 года тарифа страховых платежей с 5,4% до 4,4%, при коэффициенте сбора страховых платежей в размере 0,86.

Однако следует сохранить действующий в настоящее время тариф страховых платежей в Фонд в размере 5,4% и предусмотреть собираемость страховых платежей на уровне 100 процентов. Это позволит увеличить сумму страховых платежей на 12801,2 млн. рублей.

Следует отметить, что облагаемая база для начисления страховых взносов на 1999 год была расширена за счет предполагаемого в соответствии с внесенным Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектом О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды включения в объект обложения пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком. Объем включенных в базу обложения средств по этим видам пособий составляет 24152,2 млн. руб., а сумма страховых взносов соответственно - 913,9 млн. рублей. Однако данное предложение вызывает возражение. Пособия по временной нетрудоспособности являются одним из видов обеспечения по государственному социальному страхованию и выплачиваются за счет средств государственного социального страхования. Взимание обязательных страховых взносов с пособия по временной нетрудоспособности приведет к повторному обложению страховыми взносами средств, полученных из того же источника.

2. В доходной части Фонда предусмотрены ассигнования федерального бюджета на текущие расходы в сумме 696,96 млн. руб., в том числе 197,0 млн. руб. - на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансируемые за счет федерального бюджета сверх установленной нормы, т.е. на реализацию Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В сопоставимых с 1998 годом условиях средства на указанные цели в 1999 году составят 151,5 млн. руб. против 295,0 млн. руб. по проекту бюджета Фонда на 1998 год или 51,4%, а по отношению к ожидаемым расходам за 1998 год - 44,2%. Следовательно, объем средств, предоставляемых на эти цели Фонду, занижен.

3. В законопроекте не отражено возмещение Фонду социального страхования Российской Федерации задолженности федерального бюджета по расходам на реализацию Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Статьей 2 Федерального закона Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1996 год установлено, что, начиная с 1999 года, производится возмещение задолженности федерального бюджета Фонду по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за 1994 - 1996 гг. в сумме 425,4 млрд. рублей (с учетом деноминации - 425,4 млн. рублей).

При этом порядок, сроки и условия погашения указанной задолженности устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Однако такая статья в проекте бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год, а также в законопроекте О федеральном бюджете на 1999 год отсутствует.

4. В доходах проекта бюджета Фонда предусмотрен возврат средств, заимствованных Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года в размере 358,0 млн. рублей. На начало 1998 года эта задолженность составляла 542,7 млн. рублей. В течение 1998 года было возвращено 34,0 млн. рублей. В результате задолженность Пенсионного фонда Российской Федерации Фонду социального страхования Российской Федерации, по предварительной оценке, составляет 508,7 млн. рублей. Таким образом, в проекте бюджета Фонда на 1999 год необходимо уточнить сумму возврата средств, заимствованных Пенсионным фондом Российской Федерации.

5. Значительной является просроченная задолженность по страховым платежам в Фонд, сумма которой по итогам 1998 года составит примерно 9650,0 млн. рублей. Рост задолженности происходит несмотря на принятые за последнее время меры в части усиления ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

6. Впервые в законопроекте закреплена обязанность работодателей перечислять страховые взносы на государственное социальное страхование на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов. Денежные средства, перечисленные организациям, не относящимся к исполнительным органам Фонда (имеются в виду альтернативные коммерческие фонды социального страхования), не признаются взносами на государственное социальное страхование.

 

Расходы Фонда

 

1. В проекте бюджета на 1999 год расходы Фонда определены в сумме 42383,96 млн. руб., что в сопоставимых условиях составляет 101,0% к затратам Фонда за 1998 год.

При этом на выплату всех видов пособий предполагается направить 35863,5 млн. руб. или 84,6% расходов Фонда, что в сопоставимых условиях составляет 129,5% к ожидаемым затратам на эти цели в 1998 году.

2. Анализ исполнения бюджета Фонда показывает, что за последние годы наметилась тенденция роста задолженности Фонда по выплате пособий по социальному страхованию. Так, если в 1996 году сумма этой задолженности составляла 1402,2 млн. руб., то за 9 месяцев 1998 года достигла 1660,7 млн. руб. или увеличилась на 18,4%. Однако в расчетах Фонда на эти цели ассигнования для погашения образовавшейся задолженности по выплате пособий в 1999 году примерно в сумме 1750,0 млн. руб. не указаны.

3. На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей направляется 1500,0 млн. руб. или 3,5% всех расходов Фонда, что в сопоставимых условиях будет составлять 18,0% к данному виду затрат в 1998 году. Таким образом, расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей в 1999 году сокращаются в 5,5 раза.

Ассигнования на оздоровление детей будут уменьшены в сопоставимых условиях по сравнению с их уровнем в 1998 году на 29,8% и составят 2100,0 млн. рублей.

На осуществление социального страхования предполагается направить 1500,0 млн. руб. или 90,5% от этого вида затрат за 1998 год в сопоставимых условиях.

4. В соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, финансирование дополнительных расходов на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление указанных граждан и их детей осуществляется Фондом за счет перечисляемых ему средств федерального бюджета. В 1999 году на эти цели предусматриваются расходы в размере 197,0 млн. рублей. В сопоставимых условиях их уровень составит 51,4% к бюджетным назначениям 1998 года и 44,2% к ожидаемым затратам на эти цели в 1998 году, т.е. значительно снижается.

5. Предусматриваемое в законопроекте направление средств превышения доходов над расходами Фонда в сумме 122,3 млн. руб. на формирование норматива оборотных денежных средств на 1 января 2000 года - 990,7 млн. руб. (статья 7 законопроекта) не решает проблемы обеспечения источниками данного показателя и создаст дополнительное финансовое напряжение в работе Фонда.

6. Анализ доходной и расходной базы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год позволяет сделать вывод, что в условиях предполагаемого снижения тарифа страховых платежей в Фонд на 1 процентный пункт наблюдается:

- значительное снижение затрат Фонда по сравнению с 1998 годом на оздоровление детей; на реализацию Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- санаторно-курортное обслуживание работников и их детей в этих условиях будет свернуто, поскольку затраты на эти цели сокращаются в 5,5 раза;

- в полном объеме будут профинансированы только выплаты пособий по социальному страхованию.

В связи с изложенным необходимо:

1. Для гарантированного решения Фондом возложенных на него задач сохранить на 1999 год тариф страховых платежей в размере 5,4% к начисленному фонду оплаты труда.

2. Произвести корректировку доходов и расходов Фонда в соответствии с указанными замечаниями.

3. Фонду социального страхования Российской Федерации принять меры:

- по увеличению собираемости платежей в доходы Фонда до уровня 100 процентов;

- по взысканию просроченной задолженности по этим платежам за прошлые годы в размере 10 процентов.

4. При определении затрат на выплату пособий в законопроекте на 1999 год предусмотреть погашение задолженности по выплате пособий по социальному страхованию за предыдущий период.

5. Предусмотреть в проекте бюджета Фонда на 1999 год статью, определяющую порядок, сроки и условия погашения задолженности федерального бюджета перед Фондом социального страхования Российской Федерации по реализации Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за 1994 - 1996 гг. в сумме 425,4 млн. рублей (в условиях деноминации).

6. В целях обеспечения контроля за исполнением бюджета государственного внебюджетного фонда на 1999 год Фонд социального страхования Российской Федерации обязан по запросам Счетной палаты Российской Федерации оперативно представить копии платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами Фонда.

В законопроекте бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год целесообразно предусмотреть необходимые расходы для реализации данных предложений.

 

Аудитор

И.Г.ДАХОВ