Письмо Счетной палаты РФ от 22.09.2014 N 04-197/04-03

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22 сентября 2014 г. N 04-197/04-03

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (выписка из протокола заседания от 15 сентября 2014 г. N 188, пункт 66) Счетная палата Российской Федерации направляет предложения по представленному проекту Федерального закона N 596865-6 О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - законопроект).

Законопроектом предусматривается ратификация Договора о Евразийском экономическом союзе (далее соответственно - Договор, Союз), подписанного президентами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан 29 мая 2014 года в г. Астане.

На основании подпунктов а и д пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации Договор подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем те, которые применяются в законодательстве Российской Федерации. Он предусматривает передачу осуществления части полномочий Российской Федерации на наднациональный уровень, а также устанавливает юридическую обязательность решений органов Союза для Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации в целях подготовки материалов для Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с необходимостью ратификации Договора провела в 2014 году экспертно-аналитическое мероприятие Мониторинг реализации соглашений, формирующих Единое экономическое пространство и Таможенный союз, и анализ мер, принимаемых в целях формирования Евразийского экономического союза, результаты которого утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 июля 2014 г. N 34К (980)).

Согласно решению Коллегии Счетной палаты отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия был направлен в Государственную Думу (письмо от 10 июля 2014 г. N 01-1975/04-03).

По результатам экспертно-аналитического мероприятия были сделаны следующие выводы:

1. Проект Договора был подготовлен Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан совместно с Евразийской экономической комиссией во исполнение решений Высшего евразийского экономического совета (далее - Высший совет) от 19 декабря 2012 г. N 21 О реализации основных направлений интеграции и от 29 мая 2013 г. N 30 О направлениях дальнейшего развития интеграционных процессов и подписан президентами трех стран 29 мая 2014 года в г. Астане.

2. Договор является базовым документом, определяющим договоренности Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по созданию Союза в целях устранения барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики. Договор определяет переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - ТС и ЕЭП) стадии интеграции - Союзу.

3. Углубление евразийской экономической интеграции в рамках Договора не преследует целей политического регулирования и не затрагивает суверенитет государств-участников в политической сфере. В соответствии с Договором Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Определены органы Союза, их компетенция и полномочия.

4. Основу разработки Договора составила кодификация договорной правовой базы ТС и ЕЭП, направленная на оптимизацию действующих норм, устранение отсылочных норм, исключение противоречий, восполнение пробелов, приведение положений договорной правовой базы ТС и ЕЭП в соответствие с правилами и нормами ВТО.

5. Наряду с имплементацией действующих норм ТС и ЕЭП в нормативную базу Союза в Договоре ряд норм был усовершенствован за счет сокращения изъятий и барьеров в перемещении товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Несмотря на отмену более 65 соглашений ТС и ЕЭП после подписания Договора удалось не только сохранить уровень достигнутых договоренностей, но и обеспечить создание основ для углубления дальнейшей интеграции.

6. В Договоре кодифицированы соглашения, регулирующие вопросы функционирования ТС (внутренний рынок товаров, таможенное регулирование, торговая политика в отношении третьих государств (режим свободной торговли, система тарифных преференций, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, меры защиты внутреннего рынка), санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры), и 16 соглашений ЕЭП (вопросы промышленных и сельскохозяйственных субсидий, государственных (муниципальных) закупок, конкуренции, макроэкономики, финансовых рынков, валютной политики, трудовой миграции, интеллектуальной собственности, услуг и инвестиций, технического регулирования, естественных монополий, железнодорожного транспорта, нефти, газа, электроэнергетики).

Также источником формирования текста Договора явилась договорно-правовая база ЕврАзЭС в той части, в которой она не противоречила договоренностям ТС и ЕЭП.

7. Договор в большей степени, чем ранее действовавшие соглашения ТС и ЕЭП, ориентирован на определение конкретных обязательств участников Союза, обеспечивающих свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом в отдельных случаях установлены необходимые переходные периоды по снятию изъятий, отмене ограничений, выполнению принятых обязательств:

согласован вопрос о перспективах создания общих рынков в наиболее чувствительных секторах (рынки нефти и нефтепродуктов, газа). До 1 января 2016 года Высший совет утвердит концепции формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, до 1 января 2018 года - программы формирования всех трех общих рынков. Не позднее 1 января 2025 года вступят в силу международные договоры по этим рынкам, будут унифицированы или гармонизированы правила в соответствии с согласованными принципами, включая недискриминационный доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, газотранспортным системам, рыночные цены на нефть, нефтепродукты и газ. Государства - члены Союза договорились, что до этого момента будут действовать двусторонние договоры, которые подписаны до начала действия Договора;

формирование общего электроэнергетического рынка Союза планируется завершить подписанием соответствующего международного договора не позднее 1 июля 2019 года;

к 2025 году решено полностью ликвидировать изъятия и ограничения из свободного движения капитала и обеспечить функционирование единого рынка финансовых услуг и создание наднационального финансового регулятора;

заложены основы для формирования общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий с 1 января 2016 года. Для этого будет унифицирована вся нормативная база, созданы возможности свободного обращения лекарственных средств на территории Союза и единые правила ввоза на рынок лекарственных средств из-за рубежа.

8. Договор содержит ряд положений о проведении согласованной политики в отдельных сферах, включая механизмы, используемые при проведении этой политики. Например, в транспортной сфере обозначены приоритеты скоординированной (согласованной) транспортной политики, основным из которых является формирование единого транспортного пространства. Государства-члены к 1 июля 2015 года примут программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена, на период с 2016 по 2025 год с определением степени и условий этой либерализации.

9. Договоренность о координации промышленной и агропромышленной политики расширит возможности инвестиционного сотрудничества, углубления внутренних кооперационных, технологических и инвестиционных связей.

10. К моменту подписания Договора не удалось отрегулировать позиции стран по акцизной политике в отношении алкогольной и табачной продукции, которые в настоящий момент пока заметно отличаются друг от друга.

11. Договором предусмотрены возможности и определены условия расширения интеграционного объединения за счет присоединения к нему новых членов.

12. Договор является взвешенным, учитывающим интересы государств-участников, и достигнутый консенсус удовлетворяет все стороны. Вместе с тем подписание Договора не означает, что дальнейший переговорный процесс по проработке позиций, касающихся отдельных сфер регулирования, завершен.

13. Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, формируемого в порядке, определенном положением о бюджете Союза. Бюджет Союза и положение о бюджете Союза утверждаются Высшим советом.

Для осуществления контроля за исполнением бюджета Союза не реже одного раза в 2 года проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов Союза.

В целях определения эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, эффективности использования имущества и других активов Союза проводится внешний аудит (контроль). Результаты проведенного внешнего аудита (контроля) в органах Союза вносятся в установленном порядке на рассмотрение Высшего совета.

Договором установлены полномочия по ежегодному проведению Счетной палатой Российской Федерации, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан совместных контрольных мероприятий по контролю за соблюдением уполномоченными органами государств - членов Союза порядка зачисления и распределения между государствами-членами сумм ввозных таможенных пошлин.

14. Реализация Договора предусматривает расходные обязательства Российской Федерации по уплате долевого взноса в бюджет Союза на обеспечение деятельности его органов - Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического союза (далее - Суд Союза), а также на финансирование работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования интегрированной информационной системы Союза.

В проекте Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрены ассигнования на уплату в 2015 году долевого взноса Российской Федерации в бюджет Союза в части, касающейся участия Российской Федерации в обеспечении деятельности Евразийской экономической комиссии, в размере аналогичных расходов, предусмотренных на 2014 год, - до 5000 млн. рублей, а также в финансировании работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования интегрированной информационной системы Союза - в размере до 550 млн. рублей.

В связи с отсутствием решений Высшего совета о численности и структуре Суда Союза, условиях оплаты труда судей и его работников, а также о размерах (шкале) долевых взносов государств - членов Союза в его бюджет общий объем расходов, необходимых для обеспечения в 2015 году деятельности Суда Союза, и, соответственно, размер долевого взноса Российской Федерации не определены и проектом Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не предусмотрены. Необходимые изменения в федеральный бюджет должны быть подготовлены после принятия Высшим советом соответствующих решений, а также после утверждения бюджета Союза на 2015 год.

С учетом изложенного реализация Договора приведет к увеличению в 2015 году расходов федерального бюджета, предусматриваемых в рамках реализации государственной программы Российской Федерации Внешнеполитическая деятельность, в части, касающейся уплаты долевого взноса Российской Федерации в бюджет Союза, на величину долевого взноса Российской Федерации на обеспечение деятельности Суда Союза.

На основании вышеизложенного Счетная палата Российской Федерации считает целесообразным поддержать принятие решения об утверждении проекта Федерального закона О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе.

 

Аудитор

А.И.ЖДАНЬКОВ