Письмо Общественной палаты РФ от 21.10.2014 N 5ОП-2/1922

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 октября 2014 г. N 5ОП-2/1922

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 543486-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций.

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

 

В.В.ГРИБ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 543486-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗБЫТОЧНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ПРИ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 543486-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций (далее - законопроект).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей бизнес-объединений, научного и экспертного сообщества.

Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации во исполнение плана мероприятий дорожной карты Национальной предпринимательской инициативы Повышение качества регуляторной среды для бизнеса, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 953-р (далее - дорожная карта).

Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным поддержать принятие законопроекта, поскольку это обеспечит уменьшение объема административных издержек субъектов предпринимательской деятельности, в том числе издержек, связанных с соблюдением установленных федеральным законодательством требований по обеспечению органов власти определенной информацией о деятельности субъектов предпринимательства.

В качестве примеров избыточного обременения субъектов предпринимательской деятельности требованиями о предоставлении различной информации в законопроекте выбраны следующие действия:

- представление субъектами предпринимательской деятельности учредительных документов, их копий, в том числе нотариально заверенных;

- представление субъектами предпринимательской деятельности выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

Указанные административные издержки включают в себя затраты на сбор, обработку, хранение и представление органам власти информации (документов и сведений) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Вместе с тем перечисленные затраты хозяйствующих субъектов не связаны напрямую с исполнением требований нормативных правовых актов по существу, а направлены только на документальное подтверждение факта исполнения субъектом предпринимательской деятельности различных требований.

В этой связи такие административные издержки, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, необходимо сокращать как за счет исключения избыточных требований по предоставлению информации, так и за счет совершенствования подходов к ее предоставлению.

Вместе с тем Общественная палата Российской Федерации имеет ряд предложений в целом по тематике избыточного обременения субъектов предпринимательской деятельности требованиями о предоставлении различной информации.

1. Повышение эффективности предоставления отчетности субъектами предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день субъекты предпринимательской деятельности сдают аналогичную по содержанию отчетность в различные контролирующие органы, количество которых по оценкам экспертов может доходить до 16 - 17 окон. Данная практика несет значительные затраты, особенно для субъектов малого предпринимательства. В связи с этим Общественная палата Российской Федерации предлагает рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, направленных на создание службы одного окна для предоставления отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства.

2. Унификация форм отчетности для субъектов предпринимательской деятельности.

В результате исследований, проведенных экспертами, выявлено, что в России существует свыше 1000 форм отчетности для субъектов предпринимательской деятельности. Даже субъекты малого предпринимательства вынуждены представлять не меньше 10 форм отчетности в разные органы власти. При этом сведения в формах многократно повторяются, а заполнение форм отчетности, их анализ, оценка и подача требуют человеческих и финансовых ресурсов.

В связи с этим Общественная палата Российской Федерации считает необходимым предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, унифицирующих формы отчетности для субъектов предпринимательской деятельности.

3. Введение практики предоставления субъектами предпринимательской деятельности выписки из ЕГРЮЛ в электронном виде при участии в государственных закупках.

На сегодняшний день Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) предусматривается, что участники закупок предоставляют выписку из ЕГРЮЛ в бумажном виде со сроком давности не более полугода. Однако за полгода могут произойти изменения в составе участников, руководства и так далее. То есть такой документ является актуальным с точки зрения закона, но может являться не актуальным с точки зрения фактического состояния субъекта предпринимательской деятельности.

Вместе с тем на странице Федеральной налоговой службы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет формируется база, где пользователь может в интерактивном режиме проверить актуальную на определенную дату выписку из ЕГРЮЛ субъекта предпринимательства.

Учитывая данный факт, Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным предусмотреть в законопроекте внесение соответствующих изменений в Федеральный закон N 44-ФЗ, позволяющих субъектам предпринимательской деятельности предоставлять выписку из ЕГРЮЛ в электронной форме.

На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать принятие проекта Федерального закона N 543486-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций с учетом высказанных предложений.