Письмо Комитета СФ ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 30.10.2014 N 3.2-06/2169

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ФЕДЕРАТИВНОМУ УСТРОЙСТВУ,

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ, МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ

И ДЕЛАМ СЕВЕРА

 

ПИСЬМО

от 30 октября 2014 г. N 3.2-06/2169

 

ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 598927-6 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ

СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ

НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(о совершенствовании механизмов защиты прав

участников долевого строительства)

 

Проектом Федерального закона (далее - законопроект) предлагается внести изменения в статьи 15.1 и 15.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) в части закрепления за застройщиком обязательства по предоставлению участнику долевого строительства копии договора поручительства либо договора страхования, содержащих сведения о поручителе (страховщике) и условия поручительства (страхования).

Кроме того, законопроектом предлагается расширить перечень документов, доказывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком своих обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, а именно включить в данный перечень решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о включении гражданина в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также решение суда о сносе зданий.

Также планируется дополнить статью 23 Федерального закона N 214-ФЗ пунктом 6.1, усилив тем самым государственный контроль за деятельностью застройщиков, а именно установить право контролирующего органа ежеквартально получать от застройщика сведения о способе обеспечения исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве в отношении жилых помещений.

Необходимо отметить, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с 1 января 2014 года в договор участия в долевом строительстве должно быть обязательно включено условие, предусматривающее способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору. Исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства наряду с залогом должно обеспечиваться по выбору застройщика одним из следующих способов:

поручительство банка;

страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства.

Если застройщик в качестве способа обеспечения своих обязательств выбирает один из перечисленных способов, то он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия поручительства или страхования, а также установленные законодательством сведения о поручителе или страховщике.

Однако Федеральным законом N 214-ФЗ не установлен механизм информирования участников долевого строительства. При этом для участника долевого строительства главным является доказательство того, что застройщиком действительно заключен один из договоров.

Полагаем, что положения законопроекта о предоставлении участникам долевого строительства копии договора поручительства либо договора страхования позволят устранить пробел в правоприменительной практике.

Помимо изложенного, законопроектом предлагается включить в перечень документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о включении гражданина в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Приказом Министерства регионального развития от 20 сентября 2013 года N 403 Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.

При этом важно обратить внимание на то, что формирование и ведение данного реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, и необходимо для осуществления данным органом контроля и надзора за недобросовестными застройщиками в области долевого строительства многоквартирных домов.

В связи с чем Комитет полагает, что вышеуказанное решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, само по себе не может являться основанием возникновения страхового случая, с наступлением которого появляется обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Кроме того, пунктом 6 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующему органу предоставлено право ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По мнению Комитета, проектируемые изменения о предоставлении контролирующему органу сведений о выборе способа обеспечения застройщиком обязательств по договорам целесообразно включить в вышеуказанный пункт статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, а также уточнить периодичность предоставления данных сведений.

Комитет поддерживает концепцию проекта Федерального закона с учетом изложенных замечаний.

 

Председатель Комитета

Д.И.АЗАРОВ