Письмо Общественной палаты РФ от 21.11.2014 N 5ОП-1/2158

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 ноября 2014 г. N 5ОП-1/2158

 

23 октября 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему: Инициативы Закон 21 по вопросу повышения возраста продажи алкоголя до 21 года.

Направляем на рассмотрение рекомендации и заключение по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона N 103894-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части увеличения возраста, с которого допускается розничная продажа и потребление алкогольной продукции) по итогам указанных общественных слушаний.

Приложение: 1. Рекомендации на 10 л. (не приводятся).

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА N 103894-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в части увеличения возраста, с которого допускается

розничная продажа и потребление алкогольной продукции)

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 103894-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части увеличения возраста, с которого допускается розничная продажа и потребление алкогольной продукции) (далее - законопроект).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей научного сообщества, некоммерческих организаций, Русской Православной Церкви, Совета Муфтиев России, а также представителей таких социально-значимых организаций, как Федеральный проект Трезвая Россия, Федерация Еврейских Общин России, Российская Гражданская Коалиция в поддержку здорового образа жизни, Социальная платформа Всероссийской политической партии Единая Россия, Всероссийское общественное движение Матери России, Институт Региональных проблем, Всероссийское общественное движение Стопнаркотик, Общественное движение Новые Здоровые, Российская коалиция за контроль над алкоголем, Российская антитабачная коалиция, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, Общероссийская общественная организация Лига Здоровья Нации, Благотворительное учреждение Право и порядок, Независимая Наркологическая Гильдия, Общественная организация Новая Традиция и др.

Общественная палата Российской Федерации, всецело поддерживая концепцию законопроекта, отмечает его исключительную важность в вопросе повышения уже реализуемых мер в сфере противодействия алкоголизму и нелегальному производству и сбыту алкогольной продукции в России и защиты здоровья подрастающего поколения и граждан России. В соответствии с проведенным опросом ВЦИОМ четыре пятых опрошенных россиян поддерживают предложение повысить минимальный возраст продажи алкоголя с 18 до 21 года.

Вместе с тем Общественная палата Российской Федерации отмечает, что положения законопроекта не вступают в прямое противоречие с Конституцией Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации прямо закреплена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в том числе, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что предусматриваемые федеральным законодателем меры принудительного характера должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, такие меры допустимы, если они основаны на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными.

Кроме того, установление возрастного ценза на приобретение алкогольной продукции также не будет являться противоречием Гражданскому кодексу, поскольку такое ограничение будет установлено федеральным законом.

Общественная палата Российской Федерации считает, что принятие законопроекта является важнейшим элементом государственной политики на фоне приближающегося демографического вызова, особенно в контексте молодежи: к 2025 году численность молодежи в России сократится на 10 млн. человек, что поставит под угрозу рост численности населения, конкурентоспособность экономики, а также национальную безопасность страны, а к 2050 году при сохранении и росте негативных тенденций в сфере здоровья населения и вовсе может возникнуть вопрос о полноценном существовании государства и его территориальной целостности.

Общественной палатой Российской Федерации выявлены следующие проблемы:

- молодежь в возрасте 18 - 20 лет находится в группе наибольшего алкогольного риска;

- наличие недопустимо высокого уровня теневого сектора в производстве и реализации алкоголя;

- растет производство суррогатной продукции (приложение N 2);

- на смертность от суррогатной продукции сегодня приходится половина смертей от алкоголя, но, к сожалению, точно подсчитать их невозможно, т.к. врачи регистрируют такие летальные исходы, как пищевое отравление.

Ввиду этих тенденций, по последним прогнозам Министерства финансов Российской Федерации, в 2014 году государственный бюджет недосчитается 26,7 млрд. рублей сборов с акцизов на алкоголь крепостью выше 9 градусов.

На основании вышеизложенного и учитывая социальную значимость и актуальность проекта Федерального закона N 103894-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части увеличения возраста, с которого допускается розничная продажа и потребление алкогольной продукции), Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать его принятие.