Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 11.07.1996 N 2.2-15/490

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

ПИСЬМО

от 11 июля 1996 г. N 2.2-15/490

 

По поручению от 10 июля 1996 года N 3.1-491 направляю заключение на проект Федерального закона О внесении дополнений в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, принятый Государственной Думой в первом чтении.

Обращаем внимание, что при подготовке данного законопроекта к первому чтению замечания Правового управления, изложенные в заключении от 12 мая 1996 года, учтены не были, за исключением замечаний юридико-технического характера. В связи с этим Правовое управление подтверждает ранее высказанные замечания.

 

Начальник Управления

В.Б.ИСАКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(I чтение)

 

Данный законопроект затрагивает вопросы, уже отраженные в той или иной степени в Федеральных законах О выборах Президента Российской Федерации, О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

При этом в пункте 1 статьи 1 законопроекта содержатся предложения, расходящиеся с положениями указанных Федеральных законов. Тем самым закладывается недопустимая коллизия правовых норм.

Например, в статье 7.2 главы 1.1 проекта говорится, что в случае неназначения Президентом Российской Федерации выборов депутатов Государственной Думы в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а в статье 7.3 установлено, что выборы проводятся в первое воскресенье, следующее за днем истечения срока полномочий. Между тем в статье 4 Федерального закона О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установлено, что в случае, если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок (первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий), выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.

Законопроектом предлагается урегулировать ряд вопросов, относящихся к порядку выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления. Между тем, как вытекает из Конституции Российской Федерации (статьи 71 - 73, 76), этот порядок не подлежит регулированию федеральными законами и относится к той сфере, где субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. В этой связи следует иметь в виду, что в Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (пункт 2 статьи 23) прямо закреплено: Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

По пункту 2 статьи 1 проекта обращаем внимание, что, согласно действующей редакции статьи 27 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, финансирование выборов производится только за счет средств бюджета соответствующего уровня (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), а не за счет кредитов банков. Предлагаемое дополнение содержит неточности, которые на практике могут создать затруднения при применении данного Федерального закона. Так, не указано, кто в каждом конкретном случае является получателем кредита. Следует иметь в виду, что предоставление Центральным банком Российской Федерации кредита Центральной избирательной комиссии не предусмотрено Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). В случае если кредит будет выдаваться Центральным банком Правительству Российской Федерации для погашения дефицита федерального бюджета, возникшего в связи с дополнительными расходами на проведение выборов, то, в соответствии со статьей 22 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), такой кредит может быть предоставлен только в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете. Кроме того, редакция пункта 2 статьи 1 проекта допускает и такое толкование, что Центральный банк может предоставлять кредиты также и на проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления. Однако предоставление Центральным банком кредитов для погашения дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе и возникших в связи с дополнительными расходами на проведение выборов, не допускается (статья 22 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)).

Проект Федерального закона целесообразно дополнить статьей о порядке вступления Федерального закона в силу.

 

Начальник Отдела правовой

экспертизы законопроектов по

конституционному законодательству

и правам человека

Р.К.НАДЕЕВ