Письмо Комитета СФ ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам от 16.01.2015 N 3.5-05/28

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО БЮДЖЕТУ И ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

 

ПИСЬМО

от 16 января 2015 г. N 3.5-05/28

 

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел проект Федерального закона N 664658-6 О внесении изменений в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Рассматриваемый законопроект направлен на устранение имеющихся в российском валютном законодательстве ограничений, препятствующих предоставлению услуг по международному факторингу российским потребителям российскими факторинговыми компаниями.

В соответствии с действующей редакцией статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле валютные операции между российскими факторинговыми компаниями и резидентами-экспортерами не отнесены к разрешенным валютным операциям. Кроме того, российскими экспортерами в рамках договора факторинга, заключенного с российской факторинговой компанией, не может быть выполнено на практике требование пункта 1 части 1 статьи 19 указанного Федерального закона о получении от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов). Таким образом, участие российских уполномоченных банков и факторинговых компаний в предоставлении российским экспортерам финансирования по договору факторинга является невозможным, что ущемляет их права и создает неоправданные конкурентные преимущества для иностранных банков и финансовых компаний.

Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 86-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям создало основу для приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в области факторинга.

Рассматриваемым законопроектом предусматривается внести в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле следующие изменения:

- статья 9 дополняется новой частью 4, в соответствии с которой разрешаются валютные операции между резидентами и финансовыми агентами (факторами) в рамках договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга);

- обязанность резидента по репатриации экспортной выручки признается исполненной в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным им с нерезидентом, получение от нерезидента иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) является уполномоченным банком;

- устанавливается обязанность финансового агента (фактора) - резидента письменно уведомить резидента-поставщика об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных условиями внешнеторгового договора, и (или) о последующей уступке денежного требования, с приложением копий соответствующих документов;

- дополнен перечень документов, обязательных для представления резидентами агентам валютного контроля.

Соответствующие изменения в части установления ответственности за невыполнение резидентом обязанности по репатриации экспортной выручки в установленном порядке в случае уступки денежного требования финансовому агенту (фактору) и за неуведомление финансовым агентом (фактором) в установленный срок об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных условиями внешнеторгового договора (контракта), и (или) об уступке (последующей уступке) денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов предусматривается внести рассматриваемым законопроектом в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению Комитета, принятие рассматриваемого законопроекта окажет положительное влияние на развитие факторинга, позволит повысить эффективность экспортных операций, в том числе за счет расширения участия российских факторинговых компаний в финансировании резидентов-экспортеров.

С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживает концепцию проекта Федерального закона N 664658-6 О внесении изменений в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель

Председателя Комитета

Н.А.ЖУРАВЛЕВ