Письмо Банка России от 10.02.2015 N 03-35-3/1157

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 февраля 2015 г. N 03-35-3/1157

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Банк России рассмотрел проект Федерального закона О внесении изменения в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле и сообщает следующее.

На наш взгляд, предлагаемое введение обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке не будет способствовать укреплению рубля и является нецелесообразным ввиду следующих причин:

1. Мера ориентирована на обеспечение предложения иностранной валюты на российском валютном рынке, однако спрос остается вне регулирования, что позволяет легко обойти данные ограничения. Например, дочерние подразделения компаний-экспортеров, базирующиеся за рубежом, могут приобрести иностранную валюту на биржевом рынке или через уполномоченные банки.

2. Введение обязательной продажи валютной выручки является инструментом ограничения трансграничного движения капитала, что подрывает статус рубля как свободно конвертируемой валюты и существенно повышает риски инвестирования в российские активы для иностранных инвесторов. В случае введения такой меры давление на курс рубля, скорее всего, наоборот, усилится, т.к. инвесторы будут ожидать дальнейшего ужесточения мер по контролю за движением капитала. Это существенно усложнит возможность привлечения внешнего финансирования для российских компаний, которые пока имеют доступ к иностранным заимствованиям (российских компаний-экспортеров, на которые не распространяется действие санкций).

3. Установление максимальной доли обязательной продажи валютной выручки на уровне 50% (за вычетом расходов в иностранной валюте) может привести к обратному эффекту: снижению объемов продажи валютной выручки. С 2014 года Банк России собирает ежемесячную информацию об объемах валютной выручки и продажи валюты на внутреннем рынке по крупнейшим компаниям-экспортерам (информация запрашивается сразу по двум каналам: у самих компаний и у обслуживающих их уполномоченных банков). По крупнейшим 18 компаниям соотношение объема продаваемой иностранной валюты к объему выручки в январе - ноябре 2014 года составило в среднем 91%. Большая часть расходов компаний, а также налоги выплачиваются в рублях, поэтому экспортерам приходится реализовывать существенную часть валютной выручки для своих операционных целей. Фиксация доли обязательной продажи валютной выручки, тем более на относительно низком уровне (в период с 1999 по 2001 гг. она была установлена на уровне 75%), даст компаниям стимул придерживать валютную выручку более активно, чем сейчас.

4. Правительство Российской Федерации и Банк России уже предприняли меры, стимулирующие крупнейших экспортеров не наращивать величину чистых валютных активов (ЧВА). Правительством Российской Федерации 23 декабря 2014 года были направлены директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседании советов директоров государственных компаний (Газпром, НК Роснефть, Алроса, Зарубежнефть, ПО Кристалл). В соответствии с данными директивами компании должны привести размер ЧВА к уровню не выше чем по состоянию на 1 октября 2014 года в соответствии с графиком, согласованным с Банком России, и обеспечить последующее поддержание размера ЧВА общества не выше указанного уровня.

Учитывая изложенное, проект Федерального закона Банком России не поддерживается.

 

Д.В.ТУЛИН