Письмо Общественной палаты РФ от 17.02.2015 N 5ОП-1/273

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 февраля 2015 г. N 5ОП-1/273

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 715511-6 О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 32 Федерального закона О некоммерческих организациях (в части определения порядка и оснований для исключения некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

 

А.В.БРЕЧАЛОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА N 715511-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 27 И 38

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И СТАТЬЮ

32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 715511-6 О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 32 Федерального закона О некоммерческих организациях (далее - законопроект).

При подготовке законопроекта были учтены предложения и замечания:

- членов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

- членов Общественной палаты Российской Федерации;

- членов Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации;

- представителей различных общественных организаций;

- представителей различных религиозных конфессий;

- представителей средств массовой информации;

- представителей некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Законопроект направлен на восполнение пробела в законодательстве. В настоящее время в соответствии с действующими Федеральными законами Об общественных объединениях и О некоммерческих организациях некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, подлежат включению в соответствующий реестр, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации. В настоящее время процедура исключения из указанного реестра, в случае прекращения некоммерческими организациями деятельности в качестве иностранного агента, действующим законодательством не предусмотрена. Эта ситуация нарушает закрепленный в ст. 30 Конституции РФ принцип свободы деятельности общественных объединений и порождает негативные правовые последствия, а также вызывает озабоченность общественности.

Например, некоммерческие организации, доказавшие в суде отсутствие оснований для включения их в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, фактически из-за пробелов в законодательстве не могут из этого реестра выйти.

Общественная палата Российской Федерации отмечает важность законопроекта для реализации закрепленного ст. 30 Конституции Российской Федерации права граждан на объединения, принципа свободы деятельности общественных объединений, а также для комплексного и полного правового регулирования деятельности некоммерческих организаций.

Общественная палата Российской Федерации принципиально поддерживает концепцию данного законопроекта.

Общественная палата Российской Федерации считает необходимым внести в законопроект следующие дополнения и изменения:

1. Целесообразно определить в ст. 38 проекта Федерального закона порядок подтверждения фактов отказа от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возврата их иностранному источнику, от которого они были получены. Необходимо закрепить в ст. 38 проекта Федерального закона обязанность некоммерческих организаций при отказе от получения денежных средств расторгать соответствующие договоры с иностранным источником.

2. Формулировка ст. 38 проекта Федерального закона не дает однозначного понимания, должна ли некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, в целях исключения из соответствующего реестра возвратить иностранному источнику все деньги (включая израсходованные денежные средства) и имущество или только их часть. В рамках данного основания исключения из реестра представляется целесообразным предусмотреть возврат всех денежных средств и имущества, полученного от иностранного источника.

3. В ст. 38 законопроекта предусматривается срок исключения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов (далее - реестр), - три месяца со дня получения заявления. Необходимо предусмотреть возможность сокращения данного срока. Предлагается следующая редакция соответствующего положения: Решение об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 части шестой настоящей статьи, принимается федеральным органом государственной регистрации не позднее чем через 5 дней со дня составления акта проверки некоммерческой организации. При этом общий срок принятия решения об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не должен превышать 40 дней со дня получения заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона.

4. Одновременно считаем необходимым дополнить перечень оснований исключения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, предусмотренный в ст. 38 проекта Федерального закона, двумя основаниями: ошибочное или незаконное внесение в реестр и на основании судебного решения.

Для того чтобы Министерство юстиции России имело возможность исправлять собственные ошибки, необходимо основание: ошибочное либо незаконное внесение в реестр.

Практическая необходимость введения основания на основании судебного решения подтверждается судебной практикой. Ряд общественных организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в судебном порядке доказали незаконность этого. Для того чтобы такие организации могли быть исключенными из соответствующего реестра, необходимо вышеуказанное основание.

5. Возложить обязанность проведения проверки общественного объединения, указанной в ч. 5 ст. 38 проекта Федерального закона, наряду с федеральным органом государственной регистрации также на его территориальные управления.

6. Ограничить предмет проверки общественного объединения, указанной в ч. 5 ст. 38 проекта Федерального закона, проверкой оснований прекращения данным общественным объединением функций иностранного агента.

Таким образом, Общественная палата Российской Федерации поддерживает принятие проекта Федерального закона N 715511-6 О внесении изменений в ст. 27 и 38 Федерального закона Об общественных объединениях и ст. 32 Федерального закона О некоммерческих организациях с учетом вышеуказанных предложений.