Письмо Правительства РФ от 28.12.1998 N 6212п-П2

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 декабря 1998 г. N 6212п-П2

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ,

СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Внесенное предложение о рассмотрении указанного законопроекта не содержит его финансово - экономического обоснования, без чего не представляется возможным определить объем расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и подготовить заключение. Кроме того, действующие в Российской Федерации законодательство и порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер делают неоправданной разработку отдельного закона, устанавливающего особый порядок государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв по существу рассматриваемого законопроекта.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ ИМПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ,

СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

 

Правительство Российской Федерации рассмотрело указанный проект федерального закона и сообщает следующее.

Существующая нормативно - правовая база, которая определяет порядок применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, делают неоправданной разработку отдельного закона, устанавливающего особый порядок государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Как показала практика применения этих мер в России, эффективность и обоснованность функционирования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в стране в настоящее время зависит не от отсутствия и неразвитости нормативно - правовой базы в этой области, а от неполного использования уже существующего законодательства.

Представленный законопроект повторяет смысл положений Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (далее именуется - Закон N 63-ФЗ), Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (далее именуется - Закон N 157-ФЗ) (с изменениями от 8 июля 1997 года), Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 О таможенном тарифе (далее именуется - Закон N 5003-1) (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 года и от 5 февраля 1997 года), Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1995 года (с изменениями от 19 июня, 27 декабря 1995 года и от 21 июля, 16 ноября 1997 года) и статьи 17 Федерального закона от 14 июля 1997 года N 100-ФЗ О государственном регулировании агропромышленного производства (далее именуется - Закон N 100-ФЗ) и не содержит каких-либо новых норм.

Так, например, статья 1 законопроекта повторяет положения статьи 1 Закона N 157-ФЗ и статьи 1 Закона N 63-ФЗ.

Статья 3 законопроекта содержит простой перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и норм международного права, которые являются основой государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и в таком изложении не носит нормативного характера.

Статья 4 законопроекта содержит неполные выдержки из статьи 13 Закона N 157-ФЗ, статьи 17 Закона N 100-ФЗ и статьи 2 Закона N 63-ФЗ.

Статья 5 законопроекта содержит положения, которые должны регламентироваться Федеральным законом О Правительстве Российской Федерации, а не федеральным законом, устанавливающим нормы государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Статья 6 законопроекта касается порядка использования средств, полученных от уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, который должен регламентироваться федеральными законами О федеральном бюджете и О таможенном тарифе, в соответствии с которыми эти виды пошлин являются федеральным налогом и поступают в бюджет.

Статья 7 законопроекта является неполным изложением основных положений Закона N 5003-1.

Статьи 8, 15, 16 законопроекта повторяют порядок таможенного оформления сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также стандарты и требования в отношении ввозимой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые содержатся в соответствующих положениях Таможенного кодекса Российской Федерации, а также в статье 20 Закона N 157-ФЗ и ряде иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьи 9 - 13 законопроекта являются неполным изложением основных положений Закона N 63-ФЗ. В то же время в законопроекте не отражено такое важное положение, которое определено в пункте 5 статьи 6 Закона N 63-ФЗ и касается возможности введения специальной пошлины без проведения расследования только в случае, касающемся сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, абзац 1 статьи 9 законопроекта содержит положения, противоречащие как российскому законодательству, так и нормам ВТО, т.к. насыщение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием за счет отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного комплекса не может являться основанием для введения специальных защитных мер. Такая форма протекционизма запрещена нормами ВТО.

Что касается основы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (абзац 5 статьи 9 законопроекта), то в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 63ФЗ и соответствующими нормами ВТО могут применяться только специальные защитные меры на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара. Антидемпинговые и компенсационные меры всегда должны применяться на индивидуальной основе в отношении производителя (экспортера) или страны экспортера, которые осуществляют демпинговый или субсидируемый экспорт, наносящий или угрожающий нанести существенный ущерб отрасли российской экономики.

Статья 14 законопроекта представляет собой сокращенное изложение статей 17 и 19 Закона N 157-ФЗ.

Следует принять во внимание то, что агропромышленный комплекс является неотъемлемой составной частью экономики России, и законодательные акты, касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации и мер защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, распространяются на него в полной мере.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации считает принятие закона О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия нецелесообразным.