Письмо Президента РФ от 06.01.1999 N Пр-14

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 января 1999 г. N Пр-14

 

Отклоняю принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и представленный в соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О государственном регулировании образования в области экологии по следующим основаниям.

Федеральный закон О государственном регулировании образования в области экологии (далее именуется - Закон) не имеет собственного предмета регулирования, так как основные его положения урегулированы Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации Об образовании, Федеральным законом О поставках продукции для федеральных государственных нужд и Законом РСФСР Об охране окружающей среды.

Кроме того, Закон по ряду концептуальных положений противоречит Закону Российской Федерации Об образовании.

Так, в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании под получением образования понимается достижение и подтверждение определенного образовательного уровня - образовательного ценза (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования), а не получение специальных знаний в той или иной области, одной из которых является экология (абзац второй статьи 1 Закона).

Некорректным является определение системы непрерывного образования в области экологии как совокупности преемственных образовательных программ (основных и дополнительных), сети реализующих их образовательных учреждений, а также управление непрерывным образованием в области экологии, поскольку статья 8 Закона Российской Федерации Об образовании определяет систему образования как совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Таким образом, данная правовая норма закрепляет фактическое существование образовательных учреждений, государственных стандартов различных уровней, а не различной предметной направленности (то есть химической, физической или экологической). Об экологии может идти речь как об учебной дисциплине, учебном предмете, но это означает, что все вопросы, регулируемые Законом в контексте экологии, а именно: принципы государственной политики в области образования, государственные стандарты и образовательные программы уже получили закрепление в Законе Российской Федерации Об образовании.

Статья 6 Закона дублирует статью 73 Конституции Российской Федерации, что является некорректным, так как Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Положения статьи 9 Закона урегулированы Федеральным законом О поставках продукции для федеральных государственных нужд.

В статье 10 Закона предлагается координацию деятельности по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования образования в области экологии возложить на федеральную межведомственную комиссию, а также определяется ее состав.

В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно статье 12 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе самостоятельно учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Таким образом, нарушается принцип разделения властей, закрепленный статьей 10 Конституции Российской Федерации.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН