Письмо Президента РФ от 07.08.1996 N Пр-1721

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 августа 1996 г. N Пр-1721

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении дополнений в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, направленный на имя Президента Российской Федерации согласно Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания от 10 июля 1996 г. N 532-II ГД.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В связи с рассмотрением проекта Федерального закона О внесении дополнений в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации сообщается следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации свободные выборы являются, наряду с референдумом, высшим непосредственным выражением власти народа. Данное положение, составляющее одну из основ конституционного строя Российской Федерации, получило развитие в ряде иных положений Конституции Российской Федерации и в соответствующих федеральных законах. В связи с этим указывать на обязательность проведения выборов представляется нецелесообразным, так как это означает указание на обязательность соблюдения норм Конституции Российской Федерации и уже действующих федеральных законов.

Представленный законопроект нарушает установленное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку определяет не общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт н части 1 статьи 72 и часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации), а непосредственно устанавливает порядок назначения и проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Законопроект также не соответствует части первой статьи 1 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, которая устанавливает, что выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления проводятся в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полагаю, что Федеральный закон не должен ограничивать права субъектов Российской Федерации самостоятельно определять порядок назначения выборов, в том числе определять орган государственной власти, осуществляющий назначение выборов, а также устанавливать порядок определения даты выборов.

Законопроект устанавливает, что выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в определенных случаях выборы в органы местного самоуправления назначаются представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации. Данная норма определяет полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 73 и 76 Конституции Российской Федерации. Кроме того, полагаю, что конституциями (уставами) или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен и иной порядок назначения выборов, в том числе предусматривающий, что выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются главой субъекта Российской Федерации или главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, представленный законопроект не указывает пути разрешения ситуации, когда при наличии законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующие выборы не назначаются по причинам, непосредственно связанным с деятельностью этого органа, например из-за отсутствия кворума.

Часть вторая предлагаемой законопроектом статьи 7.1 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации говорит о том, что днем выборов во всех случаях, указанных в части первой настоящей статьи, считается первое воскресенье после истечения срока полномочий депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, депутатов представительного (законодательного) органа и выборных должностных лиц субъекта Российской Федерации или выборных должностных лиц местного самоуправления. Часть же первая статьи 30 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации устанавливает, что голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, а исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в случае принятия законопроекта возникнет коллизия норм внутри одного Федерального закона, поскольку приведенная норма законопроекта является не исключением, а нормой общего характера.

В связи с наличием в представленном законопроекте весьма существенных недостатков его принятие представляется невозможным.