ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 12 января 1999
г. N 3.4-31/12
Комитет
Совета Федерации по вопросам социальной политики, рассмотрев проект
Федерального закона О порядке исчисления и перерасчета государственных
пенсий в Российской Федерации (внесенный депутатом Государственной Думы
Д.С. Головановым), направленный в Совет Федерации по
решению Совета Государственной Думы, возражает против принятия этого Закона и
предлагает снять его с рассмотрения палаты по концептуальным соображениям
следующего характера.
1. Проектом
Федерального закона предлагается внести в Закон Российской Федерации О
государственных пенсиях в Российской Федерации новую Методику исчисления
и перерасчета государственных пенсий. При этом Федеральным законом определено,
что данная Методика является неотъемлемой частью Федерального
закона, что само по себе неприемлемо.
Во-первых, данное
приложение к Закону претендует на замещение самого Федерального
закона, так как содержит в себе некоторые основополагающие положения, понятия,
вносящие глобальные изменения в действующее пенсионное законодательство,
которые могут и должны содержаться только в структуре федеральных законов. Так, например, приложение не только грубейшим образом
вторгается в основы финансирования государственных пенсий (статья 9
Методики Источники финансирования государственных
пенсий, которые установлены Законом Российской Федерации О
государственных пенсиях в Российской Федерации (статья 8 Закона
Средства на выплату пенсий), но пытается регулировать и другие
законодательные сферы, причем не только социального обеспечения, как-то: оплату
труда (статья 8 Методики - в части указаний об изменениях в системе оплаты труда); государственное управление
финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации (статья 7
Методики); отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан и
подлежащие согласно статье 1 Закона от 20.11.1990 регулированию актами не
федерального значения (статья 7 Методики) и т.д. Все
перечисленное недопустимо.
2. Предложенный
проект Методики с точки зрения законодательной техники являет собой
юридически безграмотный документ пародийного характера, который представляет из себя вольную компиляцию ряда некоторых
нормативных актов различных уровней (от федеральных законов до подзаконных
актов) и пояснительных записок, изложенный языком, свойственным ведомственным
нормативным актам (указаниям, инструкциям, разъяснениям и т.п.). Однако
поскольку в статье 1 законопроекта определено, что Методика является
неотъемлемой частью Федерального закона, такая форма категорически
неприемлема.
3. В пояснительной
записке сказано, что новая Методика позволит максимально упростить
систему исчисления пенсий, однако по существу новаторского способа
исчисления и перерасчета пенсий согласно Методике следует отметить,
что предлагаемый механизм представляет собой хаотичное
нагромождение буквенных и необоснованных цифровых знаков, трудноподдающееся даже профессиональному восприятию, и,
предположительно, весьма осложняющим его практическое применение.
4. Так называемая
Методика нарушает логико-юридическое построение норм Закона
Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской
Федерации, не учитывая его структуру, не признавая принципы отличий,
основания и условия назначения и выплаты почти всех видов пенсий, установленных
Законом РФ от 20.11.1990. Содержит целый ряд алогичных норм, аморфных понятий,
не свойственных текстовой структуре федеральных законов (типа большие
заработки, ранее действовавшего законодательства,
Закон-90, пенсии по инвалидности
полученной в период трудовой деятельности или по общим заболеваниям) или
грубо искажающих терминологию Закона Российской Федерации О
государственных пенсиях в Российской Федерации, юридических (да и чисто
грамматических) ошибок.
Член Совета
Федерации,
Председатель
Комитета
В.А.ТОРЛОПОВ