Письмо Правительства РФ от 13.01.1999 N 110п-П13

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 января 1999 г. N 110п-П13

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об организации страхового дела в Российской Федерации, внесенный депутатами Государственной Думы А.Л. Головковым, Ю.М. Ворониным, В.А. Тарачевым, А.А. Тягуновым, П.Б. Шелищем, С.И. Штогриным.

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Целесообразно в пункте 1 статьи 1 законопроекта словосочетание Статью 4 заменить на словосочетание Статью 6, так как предложенная редакция относится не к объектам страхования, а к субъектам, которым запрещается проведение отдельных видов страхования.

Для устранения возможности неоднозначного толкования необходимо уточнить понятия резиденты, нерезиденты, предприятия с иностранными инвестициями с учетом норм действующего законодательства. Термин предприятие, хотя и применяется в Законе РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР, но не соответствует содержанию этого понятия по Гражданскому кодексу Российской Федерации. Участие нерезидентов в инвестировании не ограничивается лишь их участием в уставном капитале.

В перечень видов страхования, которые запрещается осуществлять названным в законопроекте субъектам, включены обязательное страхование, - обязательное государственное страхование и страхование за счет средств - бюджетов. Однако первое понятие включает в себя второе, а третье может совпадать со вторым. В связи с чем из перечня видов страхования следует исключить обязательное государственное страхование.

Законопроект устанавливает определенные требования к субъектам, поэтому необходимо отметить, что:

ограничение по организационно-правовой форме потребует внесения изменения в статью 12 Закона РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР;

получение лицензии на осуществление страховой деятельности организациями, зарегистрированными в Российской Федерации в качестве юридических лиц, уже предусмотрено в действующей редакции Закона Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации.

Абзац второй пункта 2 требует уточнения редакции в зависимости от статуса филиала и представительства иностранной организации, а также цели их обязательной регистрации федеральным органом по надзору за страховой деятельностью.

Применяемое в законопроекте словосочетание участие иностранного капитала в страховых организациях требует конкретизации формы участия иностранного инвестора.

Проект Закона не разграничивает четко правоспособность следующих субъектов:

резидентов Российской Федерации с преобладающим участием в их уставном капитале нерезидентов Российской Федерации;

нерезидентов Российской Федерации;

представительств нерезидентов Российской Федерации.

Устанавливая предельный размер участия иностранных инвесторов в уставном капитале всех российских страховых организаций в целом, авторы законопроекта не определяют правового механизма.

Проект Закона наделяет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рядом дополнительных полномочий. В связи с чем полагаем целесообразным сгруппировать их, дополнив статью 30 действующей редакции Закона Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации.

Поскольку законопроект допускает деятельность страховых организаций, в уставном капитале которых имеется доля иностранных инвесторов, в том числе и более 49 процентов, - необходимо внести изменения в пункт 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4016-1, исключив слова При этом доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации в совокупности не может превышать 49 процентов, что вызвано необходимостью выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанного между Европейским союзом и Российской Федерацией.

Норма статьи 3 ставит страховые организации, которые будут создаваться после введения Федерального закона в действие, в неравное положение по сравнению с ранее созданными страховыми организациями с участием иностранного капитала.

Законопроект может быть представлен на рассмотрение Государственной Думы при внесении указанных изменений.