Письмо Комитета СФ ФС РФ по вопросам безопасности и обороны от 15.01.1999 N 3.2-20/27

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ

 

ПИСЬМО

от 15 января 1999 г. N 3.2-20/27

 

По поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Строева направляю мотивы отклонения Советом Федерации Федерального Собрания Федерального закона О военной реформе в Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

А.И.РЯБОВ

 

 

 

 

 

МОТИВЫ ОТКЛОНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ВОЕННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Совет Федерации 24 декабря 1998 года отклонил Федеральный закон О военной реформе в Российской Федерации ввиду неприемлемости ряда его положений.

Основными мотивами, по которым отклонен вышеназванный Закон, являются следующие.

Федеральный закон О военной реформе в Российской Федерации как нормативно-правовой документ должен обеспечить проведение мероприятий по реформированию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и органов на соответствующей законодательной основе. Но данный Закон не может быть отнесен в полной мере к нормативно-правовому, так как практически не содержит норм правового характера.

Из первой статьи Закона следует, что меры военной реформы направляются на качественное преобразование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов, оборонного промышленного комплекса и органов военного управления. Однако в этой же статье цели военной реформы прописаны совсем другие.

В качестве одной из целей военной реформы декларируется создание в Российской Федерации единой государственной военной организации, что представляется нелогичным и необоснованным. Получается, что эта организация создается заново. Так, в пункте 1 статьи 10 Федерального закона Об обороне записано Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Что будет включать в себя новая единая государственная военная организация, каковы пути реализации данной цели - в Законе не определено.

Если предлагаемая цель состоит в том, чтобы другие войска и воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти были включены в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, то это непременно должно быть соотнесено со статьей 23 Федерального закона Об обороне, устанавливающей, что другие войска и воинские формирования, деятельность которых не урегулирована федеральными законами о них, подлежат до 1 января 2000 года расформированию или включению в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Относительно внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и железнодорожных войск Российской Федерации, деятельность которых уже урегулирована соответствующими федеральными законами, то они не могут быть включены в состав Вооруженных Сил. В случае одобрения Закона потребуется внесение изменений в законодательные акты, регулирующие деятельность внутренних войск, железнодорожных, а также в законодательные акты, регулирующие деятельность других войск и воинских формирований.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного Закона, не приведен.

В содержании статьи 4 Закона в основном отражены требования к проведению военной реформы, а не принципы ее проведения. Название статьи 5 Федерального закона (сроки проведения военной реформы) не согласуется с ее содержанием, где, кроме сроков проведения военной реформы, говорится и о ее основных мероприятиях.

Кроме того, нормы, закрепленные в этой статье и отнесенные к полномочиям Президента Российской Федерации, будут противоречить статье 3 Закона, законодательно закрепляющей содержание военной реформы. Следовательно, эти вопросы нельзя регулировать указами Президента Российской Федерации.

В абзаце четвертом статьи 3 Федерального закона прописан контроль за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В связи с этим необходимо уточнить соотношения этой нормы с абзацем одиннадцатым этой же статьи о гражданском контроле в области обороны и безопасности государства.

Статья 8 Закона Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы... дублирует абзац двенадцатый статьи 3 и абзац пятый статьи 4, тем самым в ней нет необходимости.

В Законе не прописаны полномочия Федеральных органов государственной власти (Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, тем самым поставив их сторонними наблюдателями при проведении военной реформы.

Отношение силовых министерств и ведомств к данному Закону в основном отрицательное. Если Министерство обороны в целом поддерживает концепцию Закона, то его одобрение Советом Федерации увязывает с условием закрепления бюджетных расходов по разделу Национальная оборона на уровне не ниже 3,5 процента от ВВП. Министерство внутренних дел и Федеральная пограничная служба предлагают изменить цель военной реформы. Они не за создание единой государственной военной организации, а за ее совершенствование и новое определение военной реформы.

Мы предлагаем также уточнить и норму об усилении роли Генерального штаба, как основного органа управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляющего координацию деятельности других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны (статья 3).

Учитывая исключительную важность ритмичного и в полной мере и объеме финансирования мероприятий военной реформы, прописать в Законе источники финансирования военной реформы. Это необходимо для того, чтобы не решать ежегодно эти вопросы при рассмотрении бюджета.