Письмо Президента РФ от 12.08.1996 N Пр-1743

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 августа 1996 г. N Пр-1743

 

В связи с поступившим после первого чтения проектом федерального закона О гарантировании вкладов граждан в банках направляю заключение на данный законопроект.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГАРАНТИРОВАНИИ

ВКЛАДОВ ГРАЖДАН В БАНКАХ

 

Представленный проект федерального закона О гарантировании вкладов граждан в банках (далее именуется проект) нуждается в доработке по следующим основаниям.

Необходимо отметить, что принятие данного федерального закона потребует внесения изменений в Федеральные законы О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), О банках и банковской деятельности и в ряд других законов.

Необходимо также отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (ст. ст. 11 и 22 проекта), могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 16 проекта, в которой установлено, что сделки, связанные с осуществлением банком операций по привлечению денежных средств граждан во вклады и заключенные без постановки на учет в Корпорации, являются ничтожными, противоречит ст. 13 Федерального закона О банках и банковской деятельности, где определено, что основанием для совершения банковских операций является лицензия Банка России.

В главе Порядок и условия выплаты гражданам возмещения по вкладам проекта предлагается переработать ст. ст. 18 - 20, с учетом того, что право требования может перейти к другому лицу на основании закона (ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Норма ст. 22 проекта о том, что Корпорация, являясь юридическим лицом, не подлежит государственной регистрации, также вступает в противоречие с действующим законодательством, так как в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Норма ст. 22 проекта об освобождении от уплаты государственных пошлин, налогов и сборов потребует внесения дополнений в налоговое законодательство, поскольку в соответствии с Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР не допускается внесения изменений в налоговую систему и предоставления налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.

Положение ст. 22 проекта о том, что денежные средства Корпорации хранятся на счете, открытом в Банке России, не согласуется со ст. 48 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), где установлено, что Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, кроме осуществления банковских операций по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России.

Норма ст. 27 проекта о том, что операции по счету Корпорации в Банке России осуществляются без взимания компенсационного вознаграждения, вступает в противоречие со ст. 23 Федерального закона О банках и банковской деятельности, где определено, что Банк России без взимания компенсационного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

В ст. 31 проекта необходимо указать, на какой срок избираются члены Наблюдательного совета.

Предлагается доработать проект, устранив его недостатки, указанные в заключении.