Письмо МИД РФ от 25.01.1999 N 1208/ис

 

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 января 1999 г. N 1208/ис

 

В ответ на запрос в связи с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Северным инвестиционным банком сообщаем следующее.

Северный инвестиционный банк (СИБ) в соответствии с общепризнанными критериями обладает признаками, присущими международной межправительственной организации (ММПО). Так, СИБ учрежден на основании ратифицированного государствами - членами международного договора; уставной капитал Банка образуется из вкладов государств-членов; структура и порядок формирования руководящих органов СИБ, процесс принятия решений также характерны для международной организации. Банк как международная межправительственная организация пользуется типичными для ММПО привилегиями и иммунитетами на территории государств-учредителей.

Что касается еще одного важного признака международной организации - договорной правоспособности, то мы с пониманием относимся к осторожной и взвешенной позиции некоторых экспертов Государственной Думы, указывающих на отсутствие в учредительных документах СИБ (Соглашение о создании СИБ и Статуты Банка) четко сформулированного положения о правомочии Банка заключать международные договоры публично-правового характера.

Однако при этом следует учитывать, что учредительные документы ряда международных организаций (прежде всего финансового характера, например, МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), международная правосубъектность которых общепризнанна и никем не оспаривается, также не содержат каких-либо записей, определенным образом наделяющих их правом заключать международные договоры.

Решающим фактором в признании за организацией международной правосубъектности в этих условиях, т.е. при отсутствии в ее уставных документах каких-либо четких указаний на этот счет, становится выявление намерений государств-учредителей путем анализа практических действий данной международной организации, которые не были затем оспорены ее учредителями. По нашим сведениям, Банк заключил соглашение о правовом статусе своей штаб - квартиры с Правительством Финляндии, а также соглашения с Чешской Республикой от 30 октября 1997 г. и с Правительствами Венгрии от 16 июня 1997 г. и Хорватии от 23 июня 1998 г. В этих соглашениях, в частности, предусматривается предоставление Банку налоговых и таможенных льгот, т.е. решение вопросов, которые традиционно относятся к компетенции международной межправительственной организации.

Исходя из вышеизложенного, МИД России полагает, что Северный инвестиционный банк может считаться субъектом международного права, т.е. организацией, за которой учредившие ее государства признают право заключать от своего имени международные договоры с другими государствами.

 

Статс-секретарь,

Заместитель Министра

В.СРЕДИН