Письмо Правительства РФ от 29.01.1999 N 412п-П2

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 января 1999 г. N 412п-П2

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ УПРАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ,

УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

 

Правительство Российской Федерации представляет официальный отзыв на проект федерального закона Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией, принятый Государственной Думой в первом чтении.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ УПРАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ,

УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

 

В связи с принятием Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией и планируемым рассмотрением Государственной Думой указанного проекта закона во втором чтении Правительство Российской Федерации рассмотрело проект указанного закона и считает необходимым сообщить следующее.

По мнению Правительства Российской Федерации, законодательному закреплению должна подлежать единая система управления государственным внешним долгом и финансовыми активами Российской Федерации, тогда как проект закона Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией регламентирует лишь ее отдельный аспект.

В то же время Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым 31 июля 1998 г., утверждена единая система управления государственным внешним и внутренним долгом (глава 14), а также программа предоставления государственных кредитов и гарантий. Кроме того, в Кодексе нашли отражение вопросы работы с государственными внешними активами Российской Федерации (глава 15).

Все вопросы, связанные с правом на государственные внешние финансовые активы Российской Федерации, в том числе и унаследованные от бывшего СССР, а также с их использованием и возвратом, регулируются соглашениями на межгосударственном уровне или на основе норм международного права.

В то же время принципы, заложенные в представленном на рассмотрение проекте федерального закона, предусматривают, в частности, что вопросы права, гарантии права, а также установление исключительного права Российской Федерации на внешние финансовые активы, определение порядка пользования и распоряжения ими, определения и раздела долей иностранных государств - участников внешних активов, прекращение права на внешние активы и т.д., должны регулироваться внутренним законодательством Российской Федерации. Такое одностороннее решение вопросов, затрагивающих суверенные права другого иностранного государства, не может быть осуществлено на практике, поскольку противоречит нормам международного права, а также Конституции Российской Федерации (статья 15, пункт 4), в соответствии с которой установлено главенство норм международных договоров над внутренними законами Российской Федерации, что нашло отражение и в Бюджетном кодексе Российской Федерации (статья 4, пункт 1).

Следует также принимать во внимание не только экономические аспекты вопроса установления прав на внешние активы, но и политические. Принятие представленного к рассмотрению законопроекта может повлечь негативные политические последствия вследствие того, что Россия лишь с принятием нового федерального закона устанавливает свои права на внешние активы бывшего СССР, в то время как фактически все страны - должники на протяжении более шести лет подтвердили такую правопреемственность на межгосударственном уровне.

Заложенные в проекте ограничения полномочий Правительства Российской Федерации в сфере деятельности с внешними активами противоречат статьям 112 и 114 Конституции Российской Федерации, наделяющим Правительство Российской Федерации полномочиями осуществлять управление федеральной собственностью, определять структуру федеральных органов исполнительной власти.

Согласно этим статьям Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации правомочно самостоятельно определять формы и методы управления внешними активами Российской Федерации.

Учитывая все вышеизложенное, практически исчезает необходимость в основных главах законопроекта (2, 3, 4 и 6).

Помимо изложенного, требует тщательной юридической экспертизы и ряд других принципиальных положений указанного проекта.

Так, достаточно условным представляется деление финансовых активов на унаследованные и приобретенные Российской Федерацией, не проводится четкого различия между полным и частичным отказом от финансовых активов и отсрочкой платежа, положения статьи 3, устанавливающие исключительное право Российской Федерации на внешние финансовые активы, противоречат положениям пункта 1 статьи 8 Закона, предусматривающим участие в управлении внешними активами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных служащих, граждан Российской Федерации и иностранных физических и юридических лиц, и т.д.

Нецелесообразность принятия отдельного закона, регламентирующего управление государственными внешними финансовыми активами, объясняется еще и тем, что в настоящее время фактически сложилась система управления и учета внешних долговых активов Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 163 образована Правительственная комиссия по государственному внешнему долгу и финансовым активам Российской Федерации. Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что отношения с иностранными государствами и юридическими лицами по вопросам государственных долговых обязательств и финансовых активов осуществляется через данную Комиссию или по ее поручению. Поэтому в течение последних 4-х лет все принципиальные вопросы, связанные с регулированием внешних финансовых активов России, вносились на утверждение Правительства Российской Федерации и Правительственной комиссии по государственному внешнему долгу и финансовым активам Российской Федерации после предварительной проработки их с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Решением Правительства Российской Федерации определен и банк - агент Правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и активов России, включая долговые обязательства и требования бывшего СССР к иностранным государствам.

Кроме того, вышеуказанный законопроект не учитывает сложившуюся отечественную и международную практику управления внешним долгом и финансовыми активами. Одним из основополагающих источников правового регулирования в данной сфере являются принципы участия Российской Федерации в деятельности международных финансовых организаций и международных клубов как в качестве должника, так и в качестве кредитора.

Так, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 378-рп и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1997 года N 1179 Россия подписала Меморандум о взаимопонимании по вопросу о присоединении к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства - участника, которым фактически определены унифицированные финансовые условия урегулирования задолженности иностранных государств перед Россией.

В настоящее время в стадии завершения находится подготовка соответствующего пакета нормативных документов, определяющих организацию работы по осуществлению членства России в Парижском клубе.

В то же время представленный законопроект не учитывает новый статус Российской Федерации как государства - участника Парижского клуба кредиторов.

На состоявшихся 21 октября 1997 года парламентских слушаниях по вопросу Парижский клуб и оценка перспектив внешних долгов и активов России был согласован механизм взаимодействия Правительства Российской Федерации и Государственной Думы в области урегулирования задолженности третьих стран перед Россией.

Таким образом, действующая законодательная и нормативная база, а также сложившаяся система управления внешними государственными активами, способствуют успешному достижению целей в области защиты политических и экономических интересов Российской Федерации и достижения максимальной эффективности использования внешних финансовых активов Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным и на основании Конституции Российской Федерации (статья 15 пункт 1), запрещающей принятие законов и иных правовых актов, противоречащих ей, Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта Об управлении государственными внешними активами, унаследованными Российской Федерацией.