Письмо Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

ПИСЬМО

 

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВКЛАДАХ, ВНЕСЕННЫХ В АКЦИОНЕРНЫЙ

КОММЕРЧЕСКИЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ПЕРИОД ДО 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА

 

Представленное заключение не основывается на тексте законопроекта и сопроводительных материалов.

1. Законопроект не устанавливает порядок индексации вкладов, поскольку он уже установлен Законом РСФСР Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР.

Как указано в пояснительной записке, законопроект не налагает на Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - АКСБ) никаких новых обязательств и не изменяет прежних, он лишь устраняет возможности для уклонения АКСБ от исполнения Закона РСФСР Об индексации..., признанного Конституционным Судом РФ соответствующим Конституции РФ и обязательным к применению по отношению ко вкладам, внесенным в АКСБ до 01.01.1992.

2. АКСБ действительно не может нести ответственность за происходящие в стране инфляционные процессы, но он полностью отвечает за надлежащее, то есть соответствующее требованиям действующего законодательства, исполнение своих договорных обязательств перед вкладчиками.

Содержанием договора является не столько его текст, сколько смысл, толкование. До 1992 года и, следовательно, на даты заключения подпадающих под действие законопроекта договоров вклада, гарантия сохранности вклада толковалась как гарантия сохранности его покупательной способности. Согласно ст. 310 и 420, п. 3 ГК РФ АКСБ не может в одностороннем порядке изменять содержание договора вклада ни в части текста договора, ни в части его толкования. Законом РСФСР Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР от 24.10.1991 в соответствии с Основами законодательства Союза СССР и республик об индексации доходов населения от 25.06.1991 был установлен порядок исполнения Сбербанком РФ его договорных обязательств по сохранности покупательной способности вкладов в условиях предстоящей инфляции. Согласно ст. 8 Закона РСФСР Об индексации... индексация производится Сбербанком РФ за счет собственных доходов путем изменения, в соответствии со ст. 6, процентных ставок, для чего, согласно ст. 3, используется индекс потребительских цен, и таким образом достигается установленная ст. 1 цель закона - поддержание покупательной способности вкладов.

3. Вопросы, касающиеся установления размера процентных ставок по вкладам, действительно являются прерогативой АКСБ. Именно поэтому АКСБ полностью отвечает перед вкладчиками за надлежащее начисление процентов, обеспечивающее исполнение им своих договорных обязательств в соответствии с действующим законодательством.

4. Договорные обязательства АКСБ по сохранности вклада в соответствии с действующим законодательством действительно в корне отличаются от действующего в настоящее время механизма социальной помощи вкладчикам старших возрастов. Это отличие связано с тем, что надлежащее исполнение обязательств и социальная помощь потерпевшим от нарушения обязательств - в правовом отношении совершенно разные вещи.

5. Предусмотренное законопроектом надлежащее исполнение АКСБ своих договорных обязательств в соответствии с действующим законодательством не предполагает выплаты вкладчикам компенсаций. Ведь в условиях договора вклада никаких компенсаций не упоминается. От АКСБ требуется только регулярное начисление процентов, обеспечивающее исполнение им договорной гарантии сохранности вклада в том толковании, которое было применено при заключении договора вклада, и выдача средств с вклада по первому требованию вкладчика. Речь в данном случае идет не о единовременном погашении, а об обслуживании вкладов, посильном для АКСБ. К сожалению, подмена этих понятий и последующая путаница в общих принципах организации сберегательного дела постоянно присутствует в заключениях Правительства РФ.

6. В случае национализации АКСБ ответственность государства по надлежащему, соответствующему требованиям Конституции и ГК РФ исполнению обязательств по вкладам граждан законопроектом облегчается, а не усугубляется, как утверждается в заключении.