Письмо Правительства РФ от 11.10.1996 N 3586п-П2

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 октября 1996 г. N 3586п-П2

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 июля 1996 г. заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: Минфином России с участием МВЭСа России, Минэкономики России, Внешэкономбанка, СВР России, ФСБ России и ВЭК России - рассмотрен проект Федерального закона Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией. В связи с этим сообщаю следующие соображения по данному проекту.

Все вопросы, связанные с правом на государственные внешние финансовые активы Российской Федерации, в том числе и унаследованные от бывшего СССР, а также с их использованием и возвратом, регулируются соглашениями на межгосударственном уровне или на основе норм международного права.

В то же время принципы, заложенные в представленном к рассмотрению проекте Федерального закона, предусматривают, в частности, что вопросы права, гарантии права, а также установления исключительного права Российской Федерации на внешние финансовые активы, определения порядка пользования и распоряжения ими, определения и раздела долей иностранных государств - участников внешних активов, прекращения права на внешние активы и т.д., должны регулироваться внутренним законодательством Российской Федерации.

Такое одностороннее решение вопросов, затрагивающих суверенные права другого иностранного государства, не может быть, по нашему мнению, осуществлено на практике, противоречит нормам международного права, а также Конституции Российской Федерации (статья 15 п. 4), в соответствии с которой установлено главенство правил международных договоров перед внутренними законами Российской Федерации.

Следует также принимать во внимание, на наш взгляд, не только экономические аспекты вопроса установления прав на внешние активы, но и политические. Принятие представленного к рассмотрению законопроекта может повлечь негативные политические последствия вследствие того, что Россия лишь с принятием нового федерального закона устанавливает свои права на внешние активы бывшего СССР, в то время как фактически все страны-должники на протяжении более 6 лет подтвердили такую правопреемственность на межгосударственном уровне.

В этой связи законопроект противоречит Конституции Российской Федерации (статья 15 п. 4) и в части признания недействительными всех видов действий федеральных органов государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, участников экономических отношений и других физических и юридических лиц, ранее установленных на уровне двусторонних межгосударственных договоров.

В вопросах управления внешними активами Российской Федерации, создания и компетенции нового федерального органа исполнительной власти по управлению внешними финансовыми активами законопроект противоречит Конституции Российской Федерации (статья 110, статья 112, статья 114), в соответствии с которой осуществление исполнительной власти, предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и координация деятельности между ними, обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения, осуществление управления федеральной собственностью и т.д. относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.

Одновременно с этим вызывает серьезные сомнения возможность предоставления федеральным органом исполнительной власти своим работникам в качестве мер экономического стимулирования налоговых и иных льгот, что, по нашему мнению, не входит в его компетенцию. В отношении предоставления льготных кредитов и премирования за выявленные нарушения закона и международных договоров Российской Федерации следует отметить, что эффективная работа входит в обязанность работников любого федерального органа, за которую выплачивается заработная плата, а также другие предусмотренные законодательством материальные выплаты.

Установлено также несоответствие некоторых статей представленного законопроекта Федеральному закону О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям от 26.12.94 N 76-ФЗ (статья 6), на основании которого действует единая система учета и регистрации государственных кредитов, предоставленных иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации; порядок учета и регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

В ряде статей представленного законопроекта имеются противоречия в части установления суверенного права и юрисдикции Российской Федерации на внешние финансовые активы, с одной стороны, и рассмотрения всех споров в Международном суде Организации Объединенных Наций и Международном арбитраже - с другой. При этом необходимо понимать, что в последнем случае происходит отказ от ранее установленного иммунитета.

В то же время вышеуказанные международные организации не обладают возможностью предписания определенных экономических и финансовых действий в части установленных двусторонних межгосударственных отношений, в противном случае, в мировой практике не существовало бы проблем возврата внешних государственных финансовых активов.

Кроме того, следует учитывать и тот факт, что возникающие проблемы возврата активов связаны, как правило, не столько с односторонним отказом государства-должника от уплаты долга, сколько с его экономической несостоятельностью.

При рассмотрении вопросов ответственности за нарушение норм законопроекта установлено противоречие Конституции Российской Федерации (статья 19, статья 46 п. 3, статья 54 п. 2, статья 56 п. 3) в части равенства прав и свобод независимо от имущественного и должностного положения, ответственности за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением и т.д.

В то же время, несмотря на то, что объектом законопроекта являются внешние активы, унаследованные Российской Федерацией, ряд его статей рассматривает вопросы внешних активов, сложившихся по государственным кредитам Российской Федерации. При этом некоторые положения содержат серьезные неточности, а также определения неоднозначного трактования.

Основные понятия и используемые в законопроекте термины не соответствуют ранее установленным Федеральным законом Российской федерации О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям от 26.12.94 N 76-ФЗ (статья 2), также Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным, учитывая, что действующая законодательная и нормативная база, а также постоянно совершенствующаяся система управления внешними государственными финансовыми активами способствует успешному достижению поставленных в интересах России целей, и на основании Конституции Российской Федерации (статья 15 п. 1), запрещающей принятие законов и иных правовых актов, противоречащих ей, полагаем целесообразным воздержаться от принятия представленного законопроекта Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

А.Я.ЛИВШИЦ