ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 февраля 1999
г. N КА-06-13/1185
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ
12, 83 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пенсионный фонд
Российской Федерации рассмотрел проект федерального закона О внесении
дополнений в статьи 12, 83 Закона Российской Федерации О государственных
пенсиях в Российской Федерации (о пересмотре размеров пенсий при
изменении Списков работ, с учетом выполнения которых пенсии устанавливаются при
пониженном возрасте) и сообщает.
Списки N 1
и 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N
10, были расширены в том же 1991 г. (Постановлениями Кабинета Министров СССР от
23.07.91 N 497, от 09.08.91 N 591, Совета Министров РСФСР от 13.09.91 N 517) и
введены в действие с 1 января 1992 г., С 1992 г. Списки N 1 и 2 не расширялись и не дополнялись. В этой связи утверждение авторов
законопроекта о том, что периодически Правительство Российской Федерации
пересматривает содержание Списков и переносит некоторые профессии (должности)
из Списка N 2 в Список N 1, не соответствует действительности.
Расширение Списка N
1 в 1991 г. проводилось по причине планировавшейся реформы пенсионного
законодательства в СССР, направленной в том числе на
поэтапное в течение 5 лет упразднение Списка N 2. С этой целью
предусматривались переходные положения, но одновременно ряд профессий по
просьбам отраслевых министерств и профсоюзов был внесен в Список N 1 из Списка
N 2.
В связи с тем что Законом Российской Федерации О государственных
пенсиях в Российской Федерации отмена Списка N 2 не предусмотрена,
Правительство Российской Федерации распространило действие Списков N 1 и 2 на
территорию Российской Федерации. При этом следует отметить, что на случаи,
факты, имевшие место до вступления Закона в действие, не распространяются
правоотношения, возникшие до его издания. К тому или иному правоотношению
следует применять Закон, который действовал в момент, когда произошел тот или
иной факт.
В соответствии с
пунктом 14 Указания Минсоцзащиты России от 28 апреля 1992 г. N 1-28-У
гражданам, которым пенсии в связи с особыми условиями труда назначены до 1
января 1992 г., пересмотр размеров пенсии в связи с изменением содержания
Списков N 1 и 2 производиться не должен. Это положение было также предусмотрено
в ст. 127 Закона о пенсионном обеспечении граждан в СССР, в рамках которого
предполагалось проведение реформы льготного пенсионного обеспечения.
Дополнения в ст.
ст. 12 и 83, предусмотренные законопроектом, фактически означают возникновение
права на перерасчет пенсий и позволят гражданам, которым пенсия и связи с
особыми условиями труда была назначена по нормам старого (союзного)
законодательства, требовать перерасчета пенсии по новым основаниям, исходя из
минимальной пенсии по старости. Это потребует дополнительно 37,89 млн. руб. в
год. Кроме того, из текста законопроекта вытекает, что Пенсионный фонд
Российской Федерации обязан будет возместить разницу в
размере пенсии за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 1999 г., на что
необходимо (если исходить из статистических материалов, используемых авторами
законопроекта) дополнительно 284,14 млн. руб., а также еще 1325,99 млн. руб. -
в связи с правом на получение сумм пенсий из-за перевода ряда профессий
(должностей) из Списка N 2 в Список N 1.
В связи с изложенным полагаем, что принятие
рассматриваемого законопроекта необоснованно.
Первый заместитель
Председателя
Правления
А. КУРТИН