Письмо ПФ РФ от 09.02.1999 N КА-06-13/1185

 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 февраля 1999 г. N КА-06-13/1185

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 12, 83 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации рассмотрел проект федерального закона О внесении дополнений в статьи 12, 83 Закона Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации (о пересмотре размеров пенсий при изменении Списков работ, с учетом выполнения которых пенсии устанавливаются при пониженном возрасте) и сообщает.

Списки N 1 и 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, были расширены в том же 1991 г. (Постановлениями Кабинета Министров СССР от 23.07.91 N 497, от 09.08.91 N 591, Совета Министров РСФСР от 13.09.91 N 517) и введены в действие с 1 января 1992 г., С 1992 г. Списки N 1 и 2 не расширялись и не дополнялись. В этой связи утверждение авторов законопроекта о том, что периодически Правительство Российской Федерации пересматривает содержание Списков и переносит некоторые профессии (должности) из Списка N 2 в Список N 1, не соответствует действительности.

Расширение Списка N 1 в 1991 г. проводилось по причине планировавшейся реформы пенсионного законодательства в СССР, направленной в том числе на поэтапное в течение 5 лет упразднение Списка N 2. С этой целью предусматривались переходные положения, но одновременно ряд профессий по просьбам отраслевых министерств и профсоюзов был внесен в Список N 1 из Списка N 2.

В связи с тем что Законом Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации отмена Списка N 2 не предусмотрена, Правительство Российской Федерации распространило действие Списков N 1 и 2 на территорию Российской Федерации. При этом следует отметить, что на случаи, факты, имевшие место до вступления Закона в действие, не распространяются правоотношения, возникшие до его издания. К тому или иному правоотношению следует применять Закон, который действовал в момент, когда произошел тот или иной факт.

В соответствии с пунктом 14 Указания Минсоцзащиты России от 28 апреля 1992 г. N 1-28-У гражданам, которым пенсии в связи с особыми условиями труда назначены до 1 января 1992 г., пересмотр размеров пенсии в связи с изменением содержания Списков N 1 и 2 производиться не должен. Это положение было также предусмотрено в ст. 127 Закона о пенсионном обеспечении граждан в СССР, в рамках которого предполагалось проведение реформы льготного пенсионного обеспечения.

Дополнения в ст. ст. 12 и 83, предусмотренные законопроектом, фактически означают возникновение права на перерасчет пенсий и позволят гражданам, которым пенсия и связи с особыми условиями труда была назначена по нормам старого (союзного) законодательства, требовать перерасчета пенсии по новым основаниям, исходя из минимальной пенсии по старости. Это потребует дополнительно 37,89 млн. руб. в год. Кроме того, из текста законопроекта вытекает, что Пенсионный фонд Российской Федерации обязан будет возместить разницу в размере пенсии за период с 1 января 1992 г. по 1 июля 1999 г., на что необходимо (если исходить из статистических материалов, используемых авторами законопроекта) дополнительно 284,14 млн. руб., а также еще 1325,99 млн. руб. - в связи с правом на получение сумм пенсий из-за перевода ряда профессий (должностей) из Списка N 2 в Список N 1.

В связи с изложенным полагаем, что принятие рассматриваемого законопроекта необоснованно.

 

Первый заместитель

Председателя Правления

А. КУРТИН