Письмо Президента РФ от 11.02.1999 N Пр-173

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 февраля 1999 г. N Пр-173

 

На основании части 3 ст. 107 Конституций Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О физической культуре и спорте в Российской Федерации (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 13 января 1999 г. и одобренный Советом Федерации 27 января 1999 г.

Анализ Федерального закона свидетельствует о том, что он не соответствует Конституции Российской Федерации, а также противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону Об общественных объединениях, Закону Российской Федерации О таможенном тарифе, Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость, Федеральному закону Об акцизах, Закону Российской Федерации Об образовании и другим законодательным актам Российской Федерации.

Содержание Федерального закона свидетельствует об отсутствии в нем реальных правовых механизмов, обеспечивающих реализацию продуманной государственной политики в области физической культуры и спорта, а также олимпийского движения в Российской Федерации.

Пунктом е части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установлено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако ст. ст. 6, 11, 14 и 15 Федерального закона содержат положения, которые вторгаются в компетенцию субъектов Российской Федерации и противоречат ст. 73 Конституции Российской Федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Статьей 6 Федерального закона устанавливаются конкретные полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, что противоречит принципу разделения властей, установленному ст. ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанными статьями, а также со ст. ст. 110, 112 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, утверждает положения о них, в которых закрепляются полномочия конкретных федеральных органов исполнительной власти.

Частью 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральным законом могут определяться только общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, а конкретные полномочия и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются ими самостоятельно.

На основании изложенного можно констатировать, что ст. ст. 11, 13 - 15, 19 и 21 Федерального закона противоречат Конституции Российской Федерации.

Представляется, что предмет регулирования Федерального закона определен его разработчиками весьма нечетко, поскольку многие нормы Федерального закона вторгаются в сферу регулирования иных законодательных актов, относящихся к различным отраслям права, и зачастую противоречат им.

Так, ст. 7 Федерального закона, устанавливающая правовое положение Олимпийского комитета России как общероссийского союза физкультурно - спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, вступает в противоречие со ст. 30 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 17, 20 и 21 Федерального закона Об общественных объединениях.

Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона устанавливается, что общероссийскими могут быть признаны объединения (федерации, союзы, ассоциации), которые по сложности культивируемых видов спорта и другим особенностям не имеют возможности действовать более чем на 50 процентах территории Российской Федерации. Однако, это не соответствует ст. 14 Федерального закона Об общественных объединениях, где дается иное определение понятия общероссийское общественное объединение.

В ст. 8 Федерального закона упомянуты общественные физкультурно - спортивные объединения с участием государства. Прежде всего, следует напомнить, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей: физических лиц или юридических лиц - общественных объединений (ст. 18 Федерального закона Об общественных объединениях), но не государством. Создание общественных объединений с участием государства согласно ст. 51 Федерального закона Об общественных объединениях возможно только после принятия специального законодательного акта нормативного характера, который в общем виде урегулирует особенности правового статуса подобных объединений.

Пункты 1 и 2 ст. 16 Федерального закона, устанавливающие содержание коллективных договоров, не соответствуют ст. 4 Закона Российской Федерации О коллективных договорах и соглашениях, согласно которой одним из основных принципов заключения договоров является свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, а также добровольность принятия обязательств.

Ряд норм Федерального закона одновременно нарушает отдельные положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации О средствах массовой информации.

Так, положения ст. ст. 21 и 22 Федерального закона, направленные на пропаганду физической культуры и спорта, имеют императивный характер и обязывают государственные службы по телевидению и радиовещанию организовывать ежедневные передачи оздоровительной направленности. Из смысла названных статей Федерального закона следует, что их положения обязательны для средств массовой информации всех форм собственности, что не соответствует принципу свободы экономической деятельности, установленному частью 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, а также п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, где говорится, что физические и юридические лица могут осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Кроме того, в соответствии с частью первой ст. 19 Закона Российской Федерации О средствах массовой информации любая редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Положение п. 3 ст. 21 Федерального закона является предметом регулирования Федерального закона О рекламе.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона установлено, что организационная структура профессионального спорта состоит не только из профессиональных спортивных организаций, но и из спортсменов - профессионалов, заключающих контракты с этими организациями. В соответствии с абзацем тринадцатым ст. 2 Федерального закона профессиональный спорт определяется как предпринимательская деятельность, поэтому деятельность спортсменов - профессионалов не может регулироваться трудовым законодательством Российской Федерации, как это установлено в п. 3 ст. 24 Федерального закона.

В связи с изложенным нуждаются в пересмотре положения ст. 25 Федерального закона, так как предпринимательская деятельность спортсменов - профессионалов должна регулироваться на основе гражданско - правовых договоров, а не в соответствии с контрактом о спортивной деятельности, заключаемым на основе трудового законодательства Российской Федерации.

Положения п. 3 ст. 32 Федерального закона не могут относиться к предмету его регулирования, так как в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот Закон.

Положение п. 1 ст. 33 Федерального закона, запрещающее приватизацию физкультурно - оздоровительных и иных сооружений и занимаемых ими земельных участков, не относится к предмету регулирования Федерального закона, так как в соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации такие вопросы решаются законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Пунктом 3 ст. 33 Федерального закона установлено, что не допускается ликвидация имеющихся государственных и муниципальных спортивных сооружений, пока на данной территории не будут созданы равнозначные объекты для занятий физической культурой и спортом. Это условие не учитывает положение ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица.

В ст. ст. 36 и 38 Федерального закона говорится о возможности освобождения физкультурно - спортивных организаций, спортивных сооружений от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами, а также о возможности освобождения их от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов на импортируемое оборудование, инвентарь и так далее. Однако эти положения являются предметом регулирования специальных законодательных актов (законов Российской Федерации О таможенном тарифе и О налоге на добавленную стоимость, Федерального закона Об акцизах и Таможенного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

Подпункт 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона противоречит ст. 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в нормативном правовом акте при установлении налога.

Статьями 2 и 37 Федерального закона вводится лицензирование спортивной промышленности и услуг в области физической культуры и спорта. Однако ст. 18 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что введение лицензирования новых видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в этот Закон.

Помимо указанных Федеральный закон имеет и другие несоответствия законодательным актам Российской Федерации, содержит отдельные внутренние противоречия, а понятийный аппарат Федерального закона отличается нечеткостью формулировок.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН