Письмо Банка России от 11.02.1999 N 012-31-161

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 февраля 1999 г. N 012-31/161

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТРАНСФОРМАЦИИ

ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона О трансформации денежной системы Российской Федерации (далее - законопроект) и сообщает следующее.

1. Статья 1 главы 2 законопроекта, провозглашая необходимость произвести трансформацию денежной системы России путем преобразования ее из двухкомпонентной денежной системы в однокомпонентную с целью приспособления денежной системы России к новейшим тенденциям в мировом финансовом развитии, не согласуется со статьей 1 главы 1 законопроекта, где даются определения однокомпонентной и двухкомпонентной денежных систем, из которых следует, что в настоящее время во всем мире, в том числе и в России, используются двухкомпонентные (налично - счетные) денежные системы.

2. Законопроект (статья 3 главы 2) предполагает придать существующим наличным денежным средствам финансовый статус денег с ограниченной сферой использования - суррогатных денег. Однако часть 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации устанавливает, что введение и эмиссия других денег (кроме рубля) в Российской Федерации не допускаются, а статья 27 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) прямо запрещает выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов.

Данная норма законопроекта предусматривает также разделение денег на счетные и наличные, при этом, как следует из ее текста, государственными являются только счетные деньги. Статус наличных денег в законопроекте противоречив: исходя из текста наличные деньги не являются государственными, однако налично - платежная система управляется государством, и на налично - платежные средства в полном объеме переносятся установленные законами и иными подзаконными актами государственная охрана и защита.

В международной практике применяются современные технологии электронных денег, не затрагивающие основ функционирования денежных систем (денежная единица, масштаб цен, виды денег, эмиссионную систему, государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения). Учитывая изложенное, расширение сферы использования безналичных расчетов возможно и без кардинальной ломки существующей денежной системы России.

3. Законопроект предусматривает, что налично - платежные средства не обмениваются, а продаются и покупаются, покупка и продажа осуществляется, как правило, с маржей или дисконтом по отношению к номиналу (статья 1 главы 3).

Такой порядок распределения наличных денежных средств превращает последние из собственно денег, являющихся всеобщим эквивалентом, в своеобразные ценные бумаги, подлежащие купле - продаже по определенному курсу. Это противоречит принципам функционирования денежной системы. Покупка наличных платежных средств ограничивает права граждан по распоряжению своей собственностью в виде получаемых ими доходов от своей деятельности и приведет к снижению уровня этих доходов. Кроме того, наличие маржи или дисконта при приобретении наличных денежных средств по существу является косвенным налогообложением доходов населения, которое прежде всего затронет наименее защищенные слои общества.

4. Предусмотренное законопроектом (статьи 3 и 5 главы 3) возложение на Министерство финансов Российской Федерации функции по общему руководству налично - платежной системой Российской Федерации и предоставление ему исключительного права эмиссии, изготовления или размещения на изготовление у специзготовителей, уничтожения и транспортировки в регионы налично - платежных средств, противоречит части 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации, указывающей, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, а также пункту 2 статьи 4 и статье 29 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), которые устанавливают, что эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России.

Рассматриваемые положения законопроекта не согласуются со статьей 3 главы 2 законопроекта, которая лишает наличные деньги государственного статуса. Из этого следует, что Министерство финансов, являясь федеральным органом исполнительной власти, эмитирует негосударственные суррогатные деньги.

5. Противоречит принципам функционирования наличных денег также изложенная в пункте 11 статьи 5 главы 3 законопроекта возможность получения посредниками прибыли за счет установления процента с оборота налично - платежных средств.

Нереальной представляется стратегическая цель сокращения наличного оборота в стране до уровня 0,1 - 0,5 процента от общего платежного оборота. Такого узкого налично - денежного компонента не существует даже в странах с высокоразвитыми банковскими и финансовыми технологиями.

6. Практическая реализация вопроса создания системы посредников, перемещающих наличные деньги от эмитента до конечного потребителя (статья 7 главы 3 законопроекта) потребует огромных материальных затрат, а сама система посредников окажется мало контролируемой и неэффективной в силу своей громоздкости.

7. Статья 8 главы 3 законопроекта фактически устанавливает ограничение на использование доходов населением путем установления месячной квоты приобретения наличных средств со счета. Такая практика приведет к снижению платежеспособного спроса и уровня жизни.

8. Положения статей 5 и 6 главы 4 законопроекта не соответствуют действующим в настоящее время нормативным правовым актам в области банковской тайны. Так, часть 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Однако в законопроекте предполагается вывести сведения о клиенте из перечня информации, отнесенной законом к банковской тайне, и сделать их открытыми (пункт 1 статьи 5 законопроекта).

Кроме того, часть 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Статья 26 Федерального закона О банках и банковской деятельности четко определяет случаи и порядок доступа государства в лице соответствующих его органов к сведениям о физических лицах, составляющим банковскую тайну, и не предусматривает возможности получения и использования этими органами указанной информации в целях демографического учета и финансовой статистики, а также для целей налогового, пенсионного и иного учета физических лиц (статья 6 законопроекта).

9. Представленный законопроект закрепляет за Банком России обязанность по выполнению функций страховщика по страхованию денежных средств физических лиц на расчетных счетах в Сбербанке России (статья 8 главы 4). Возложение на Банк России этой обязанности противоречит Закону Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации, статья 6 которого устанавливает, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово - посредническая и банковская деятельность. Юридические лица, не отвечающие данным требованиям, не вправе заниматься страховой деятельностью. Следовательно, Банк России не вправе выступать страховщиком в правоотношениях по страхованию средств физических лиц, находящихся как в Сбербанке России, так и в любой другой кредитной организации, в силу прямого указания закона.

Следует также отметить, что предложенная схема страхования денежных средств физических лиц от инфляции посредством назначения процентов по этим счетам выше официально объявляемого Правительством Российской Федерации уровня инфляции противоречит действующему законодательству и является условием возникновения и развития гиперинфляции.

10. В статье 2 главы 5 законопроекта предусмотрено, что Банк России осуществляет целевую эмиссию рублевых денежных средств на всю сумму денежного агрегата МО и передает эти средства в распоряжение Министерства финансов с целевым назначением - выкуп налично - платежных средств. Денежный агрегат МО является наличными деньгами в обращении. В связи с этим не вполне понятно, предусматривается ли дополнительная эмиссия наличных денег в обращение на всю сумму уже обращающихся средств, что увеличит денежный агрегат МО вдвое, или будет произведена замена существующих наличных денег в обращении в полном объеме, что потребует огромных материальных затрат.

Вызывает сомнение финансово - экономическое обоснование представленного законопроекта, в котором декларируется, что для его реализации не потребуется затрат финансовых средств из бюджета. Принимая во внимание объем необходимых подготовительных мероприятий, включающих передачу функций действующих органов денежно - кредитного регулирования к вновь формируемым; создание многочисленных структур по всей стране, занимающихся лицензированием и контролем в области налично - платежного оборота, обеспечение этих структур современной технической базой и квалифицированными специалистами, а также устанавливаемые жесткие сроки переходного периода - 6 месяцев, все это в совокупности позволяет предполагать значительные бюджетные затраты на осуществление данной реформы, что может привести к росту социальной напряженности в стране, дальнейшей бартеризации отношений в экономике, а также приданию статуса неофициальных платежных средств тезаврационым активам, находящимся на руках у населения (золото и другие драгоценные металлы в различной форме, наличная иностранная валюта и др.).

Учитывая изложенное, Банк России считает нецелесообразным принятие проекта Федерального закона О трансформации денежной системы Российской Федерации.

 

Заместитель председателя

А.В.ТУРБАНОВ