Письмо Минфина РФ от 12.02.1999 N 01-02-01/14-688

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 февраля 1999 г. N 01-02-01/14-688

 

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело доработанный проект федерального закона О федеральной государственной службе Российской Федерации и сообщает, что на реализацию указанного проекта потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счет включения в перечень государственных должностей федеральной государственной службы должностей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных государственных учреждениях и государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации непосредственно обеспечивают исполнение государственными органами своих полномочий (абз. 3 ст. 1 проекта).

Однако дать реальную оценку представленному проекту не представляется возможным по следующим причинам.

Минфин России не располагает данными о количестве федеральных государственных учреждений и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, численности работников этих учреждений и расходах на их содержание.

Кроме того, проектом не установлен порядок формирования фонда оплаты труда для данной категории работников, не предусмотрена выплата федеральным государственным служащим материальной помощи, что не позволяет определить сумму дополнительных средств, необходимых для введения денежного содержания и других льгот и гарантий работникам названных учреждений.

В проекте также не полностью учтены гарантии для государственного служащего, установленные ст.15 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации (медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением государственным служащим должностных обязанностей и др.).

Одновременно Минфин России считает необходимым высказать следующие замечания по представленному проекту федерального закона.

По статье 1.

В абз. 2 данной статьи слово ведомств необходимо заменить словами иных федеральных органов исполнительной власти, имея в виду привести указанный абзац в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981, утвердившим Перечни государственных должностей федеральной государственной службы.

Кроме того, в данном абзаце не учтены государственные органы Правительства Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации, при федеральных органах исполнительной власти, а также представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

По нашему мнению, абз. 3 указанной статьи, включающий в понятие государственная должность федеральной государственной службы должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречит абз. 2, определяющему федеральную государственную службу как уровень государственной службы Российской Федерации.

Включение в перечень государственных должностей федеральной государственной службы должностей в федеральных государственных учреждениях и государственных учреждениях субъектов Российской Федерации не соответствует действующему законодательству о государственной службе (Федеральный закон Об основах государственной службы Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981), которым определены государственные органы, работники которых являются государственными служащими.

В связи с изложенным полагали бы целесообразным из абз. 3 ст. 1 проекта слова органах государственной власти субъектов Российской Федераций, а также должность в федеральных государственных учреждениях и государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации непосредственно обеспечивают исполнение государственными органами своих полномочий (далее государственные учреждения) исключить.

Вместе с тем, исходя из единства правовых основ построения федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации, обусловленного общими принципами организации системы органов государственной власти, установленными Конституцией Российской Федерации, представленный проект, по нашему мнению, необходимо дополнить статьей, определяющей, что нормы и положения данного федерального закона, регулирующие принципы федеральной государственной службы, классификацию должностей федеральной государственной службы, состав и порядок формирования денежного содержания (вознаграждения) федерального государственного служащего, ограничения, связанные с федеральной государственной службой, ведение личного дела федерального государственного служащего, прекращение федеральной государственной службы и увольнение федерального государственного служащего, стаж федеральной государственной службы, а также пенсионное обеспечение федерального государственного служащего распространяются на государственных служащих субъектов Российской Федерации.

По статье 2.

Пункт 1 после слова иных необходимо дополнить словами федеральных конституционных законов.

По статье 16.

Указанная статья нуждается в доработке, поскольку ее наименование Испытание при поступлении на федеральную государственную службу не соответствует содержанию. В частности, п. 3 указанной статьи предусматривается прохождение испытания федеральным государственным служащим, уже занимающим государственную должность.

По статье 39.

В данной статье даются ссылки на подпункты ст. 43, не предусмотренные этой статьей, в связи с чем ст. 39 проекта необходимо доработать, включив в нее ссылки на подпункты ст. 38, определяющие виды поощрений федерального государственного служащего.

По статье 47.

В п. 3 данной статьи необходимо уточнить, за счет средств каких органов и организаций может осуществляться повышение квалификации федерального государственного служащего за рубежом, и слово исключительно следует исключить.

По статье 49.

Из пп. 3 п. 1 данной статьи слова перевод из федерального органа федерального государственного служащего, с его согласия, в другой федеральный орган или необходимо исключить, поскольку в соответствии с действующим законодательством указанный перевод не является основанием для прекращения федеральной государственной службы.

По статье 53.

Указанной статьей предлагается включить в денежное содержание федерального государственного служащего надбавки к должностному окладу за особые условия (сложность и напряженность) службы, за государственную тайну. Однако порядок формирования фонда оплаты труда указанным проектом не определен. Кроме того, в п. 1 ст. 27 проекта упоминаются надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), а ст. 57 устанавливается надбавка к должностному окладу за особые условия службы. Таким образом, названия надбавок не соответствуют друг другу.

Учитывая изложенное, Минфин России считает, что данная статья должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, включающими в денежное содержание федеральных государственных служащих должностной оклад, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премии по результатам работы.

Проект, по нашему мнению, должен быть дополнен статьей, определяющей порядок фондообразования с учетом выплаты федеральному государственному служащему материальной помощи.

По статье 61.

В настоящее время в Правительство Российской Федерации представлен проект указа Президента Российской Федерации О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, предусматривающий несколько иной порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии федерального государственного служащего.

В связи с этим Минфин России считает, что указанная статья проекта и данный проект указа Президента Российской Федерации должны корреспондироваться друг с другом.

На наш взгляд, представленный закон полностью не освещает все вопросы правового регулирования федеральной государственной службы и требует для своей реализации принятия дополнительных нормативных правовых актов.

Одновременно в настоящее время в целях формирования развернутой нормативно - правовой базы регулирования гражданской государственной службы во исполнение Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1997 г. и в 1998 г. и поручения Президента Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N Пр-1920 подготовлен проект федерального закона Кодекс Российской Федерации о государственной гражданской службе, предусматривающий регулирование всех вопросов, касающихся прохождения профессиональной гражданской службы, правового положения государственных гражданских служащих и управления государственной гражданской службой. Указанный проект был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации 3 декабря 1998 г., доработан с учетом высказанных предложений и состоявшегося обмена мнениями и 18 декабря 1998 г. направлен Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.

Указанный законопроект предусмотрен для внесения в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы.

 

Заместитель министра

Е.В.БУШМИН