ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 1999
г. N 669п-П12
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВЫНУЖДЕННЫХ
ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О вынужденных
переселенцах, внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Игруновым.
По существу
законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
В.ГУСТОВ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВЫНУЖДЕННЫХ
ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
Законопроектом
предлагается исключить из статьи 2 Закона Российской Федерации О
вынужденных переселенцах положение о том, что вынужденным переселенцем не
может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с
ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати
месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня
утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.
В обоснование
необходимости внесения данного изменения разработчики законопроекта приводят
довод о том, что Закон Российской Федерации О беженцах не содержит
нормы об ограничении срока обращения с ходатайством о предоставлении
соответствующего статуса.
В этой
связи необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1
Закона Российской Федерации О беженцах ходатайствовать о признании
беженцем в Российской Федерации при невозможности или нежелании пользоваться
защитой государства своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства)
вследствие опасений стать жертвой преследований вправе лишь те иностранные
граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Российской
Федерации на законных основаниях.
Из этого следует,
что обращение с ходатайством о признании беженцем должно последовать
незамедлительно сразу после окончания срока законного пребывания в России
(например, после окончания туристической визы, срока обучения в российском
ВУЗе, окончания срока действия трудового договора). В противном случае указанное
лицо будет находиться в России незаконно и должно быть подвергнуто в
установленном порядке уголовной или административной ответственности вплоть до выдворения (депортации) за пределы территории Российской
Федерации.
Таким образом,
несмотря на то, что срок обращения с ходатайством о признании беженцем напрямую
в Законе Российской Федерации О беженцах не установлен, по смыслу
вышеуказанных норм такое обращение должно последовать незамедлительно, что
полностью соответствует требованиям международных договоров и
правоприменительной практике иностранных государств.
Предусмотренное
Законом Российской Федерации О вынужденных переселенцах ограничение
сроков обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем никоим
образом не ущемляет права граждан Российской Федерации.
Наоборот,
наличие такой нормы позволяет государственным органам оказать заявителям и
членам их семей социальную поддержку (выплатить единовременное денежное
пособие, направить для проживания в Центр временного размещения вынужденных
переселенцев, оказать бесплатную медицинскую помощь, содействовать вынужденным
переселенцам в обеспечении проезда к новому месту жительства и др.) на
первичной стадии их пребывания на территории Российской Федерации.
Исключение из
текста Закона Российской Федерации О вынужденных переселенцах
нормы, устанавливающей сроки для обращения с ходатайством, приведет к разрыву
причинно - следственной связи между обстоятельствами, вынудившими заявителей
оставить прежнее место жительство, и получением статуса вынужденного
переселенца.
Следует отметить,
что установление сроков для обращения граждан с соответствующими заявлениями
используется не только в Законе Российской Федерации О вынужденных
переселенцах, но и в других законодательных актах. Так, например,
Гражданским кодексом Российской Федерации установлен срок для защиты нарушенных
или оспариваемых прав (срок исковой давности), в Гражданском процессуальном
кодексе РСФСР установлен срок для обращения в суд с жалобой на действия
государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие
права и свободы граждан.
Кроме того,
реализация законопроекта в случае его принятия потребует выделения
дополнительных средств из федерального бюджета на содержание и обустройство
вынужденных переселенцев, что в условиях тяжелого финансового состояния России
не представляется возможным.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации считает
нецелесообразным принятие данного законопроекта.