Письмо Правительства РФ от 15.02.1999 N 669п-П12

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 февраля 1999 г. N 669п-П12

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О вынужденных переселенцах, внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Игруновым.

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.ГУСТОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ

 

Законопроектом предлагается исключить из статьи 2 Закона Российской Федерации О вынужденных переселенцах положение о том, что вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.

В обоснование необходимости внесения данного изменения разработчики законопроекта приводят довод о том, что Закон Российской Федерации О беженцах не содержит нормы об ограничении срока обращения с ходатайством о предоставлении соответствующего статуса.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации О беженцах ходатайствовать о признании беженцем в Российской Федерации при невозможности или нежелании пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) вследствие опасений стать жертвой преследований вправе лишь те иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Из этого следует, что обращение с ходатайством о признании беженцем должно последовать незамедлительно сразу после окончания срока законного пребывания в России (например, после окончания туристической визы, срока обучения в российском ВУЗе, окончания срока действия трудового договора). В противном случае указанное лицо будет находиться в России незаконно и должно быть подвергнуто в установленном порядке уголовной или административной ответственности вплоть до выдворения (депортации) за пределы территории Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что срок обращения с ходатайством о признании беженцем напрямую в Законе Российской Федерации О беженцах не установлен, по смыслу вышеуказанных норм такое обращение должно последовать незамедлительно, что полностью соответствует требованиям международных договоров и правоприменительной практике иностранных государств.

Предусмотренное Законом Российской Федерации О вынужденных переселенцах ограничение сроков обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем никоим образом не ущемляет права граждан Российской Федерации.

Наоборот, наличие такой нормы позволяет государственным органам оказать заявителям и членам их семей социальную поддержку (выплатить единовременное денежное пособие, направить для проживания в Центр временного размещения вынужденных переселенцев, оказать бесплатную медицинскую помощь, содействовать вынужденным переселенцам в обеспечении проезда к новому месту жительства и др.) на первичной стадии их пребывания на территории Российской Федерации.

Исключение из текста Закона Российской Федерации О вынужденных переселенцах нормы, устанавливающей сроки для обращения с ходатайством, приведет к разрыву причинно - следственной связи между обстоятельствами, вынудившими заявителей оставить прежнее место жительство, и получением статуса вынужденного переселенца.

Следует отметить, что установление сроков для обращения граждан с соответствующими заявлениями используется не только в Законе Российской Федерации О вынужденных переселенцах, но и в других законодательных актах. Так, например, Гражданским кодексом Российской Федерации установлен срок для защиты нарушенных или оспариваемых прав (срок исковой давности), в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР установлен срок для обращения в суд с жалобой на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан.

Кроме того, реализация законопроекта в случае его принятия потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на содержание и обустройство вынужденных переселенцев, что в условиях тяжелого финансового состояния России не представляется возможным.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным принятие данного законопроекта.