Письмо Правительства РФ от 16.02.1999 N 682п-П5

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 февраля 1999 г. N 682п-П5

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации Единая энергетическая система России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности, внесенными депутатами Государственной Думы А.Г. Пузановским, В.С. Романовым и Г.И. Тихоновым. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

РАСПОРЯЖЕНИЯ АКЦИЯМИ РОССИЙСКОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ЕДИНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА РОССИИ И АКЦИЯМИ ДРУГИХ АКЦИОНЕРНЫХ

ОБЩЕСТВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

В части предложения записать в новой редакции Закона в абз. 1 ст. 1 перед цифрой 51 слова не менее Правительство Российской Федерации не возражает.

Что касается дополнения ст. 1 новым абзацем, предусматривающим, что продажа акций акционерных обществ электроэнергетики, внесенных при приватизации в качестве вклада государства в уставный капитал РАО ЕЭС России, может осуществляться только на основании Федерального закона, устанавливающего условия и порядок продажи указанных акций, то при рассмотрении данного дополнения следует иметь в виду, что акционерные общества являются собственниками имущества (в том числе ценных бумаг), вносимого государством в оплату приобретаемых им акций (п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации). В свою очередь, государство как учредитель (участник) в связи с участием в образовании имущества акционерного общества имеет только обязательные права в отношении этого акционерного общества (ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Между тем проектом устанавливается ограничение права акционерного общества по распоряжению находящимся в его собственности имуществом, что не соответствует ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданские права могут быть ограничены на основании Федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Представленный законопроект не устанавливает, в каких целях ограничиваются права акционерного общества по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Необходимо также учесть, что в связи с тем, что согласно действующей Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возник ряд спорных вопросов, которые не решены до сих пор. Так, несмотря на действие Указов Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 г. N 923 Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации и от 5 ноября 1992 г. N 1334 О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 922 Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества, другими нормативными актами Президента Российской Федерации энергетические комплексы Республики Татария, Республики Башкирия и Республики Саха (Якутия) отнесены к республиканской собственности. Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 27 мая 1996 г. признаны результаты приватизации энергетического комплекса, расположенного на территории Иркутской области. На часть пакетов акций акционерных обществ энергетики и электрификации претендуют и другие субъекты Российской Федерации.

Таким образом, до решения спорных имущественных вопросов между центром и территориями в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, принятие данного положения Федерального закона является преждевременным.

Кроме того, п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 1334 порядок распоряжения акциями акционерных обществ электроэнергетики, внесенных при приватизации в качестве вклада государства в уставный капитал РАО ЕЭС России, в том числе устанавливающий сроки, условия и порядок их продажи, возложен на Правительство Российской Федерации, а принятие данного положения законопроекта ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации по принятию соответствующих решений.

Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным включение в статью законопроекта данного дополнения.

Вместе с тем полагали бы необходимым ст. 2 Федерального закона Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации Единая энергетическая система России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности после слов ...электрической энергии дополнить словами рассчитанным по итогам финансового года.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации считает, что принятие указанного законопроекта возможно после его соответствующей доработки.