ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 1999
г. N Пр-211
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый
Государственной Думой 3 февраля 1999 г. и направленный Президенту Российской
Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг (далее именуется - Федеральный
закон).
Федеральный закон
не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений,
связанных с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Кроме того, ряд норм
Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации и
некоторым законодательным актам Российской Федерации.
В частности,
согласно статье 4 Федерального закона доля финансовой организации на рынке
финансовых услуг определяется исходя из отношения суммы ее оборота по
определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых
организаций в установленных границах рынка финансовых услуг. При этом границы
рынка предоставления финансовых услуг устанавливаются в границах субъектов
Российской Федерации, что не соответствует статье 8 Конституции Российской
Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируются единство
экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьями 16, 27 и
28 Федерального закона вводятся согласительные процедуры при принятии
федеральными органами исполнительной власти нормативных документов. Так, в
статье 28 Федерального закона детально регламентируется порядок принятия
решений по спорным вопросам антимонопольного регулирования на рынке финансовых
услуг путем создания согласительных комиссий, определяется их состав, а также
их основные задачи и функции. Данное положение не соответствует Федеральному
конституционному закону О Правительстве Российской Федерации,
которым решение вопросов по руководству и координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти отнесено к компетенции Правительства Российской
Федерации.
Необходимо также
отметить, что согласно статье 23 Федерального закона государственная политика
по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке банковских
услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом совместно с
Центральным банком Российской Федерации. Однако в ряде случаев для Центрального
банка Российской Федерации устанавливается особый правовой режим, что
фактически выводит его из сферы действия Федерального закона. Указанное
замечание относится, в частности, к статье 15 Федерального закона, которой
допускается возможность принятия Центральным банком Российской Федерации
нормативных и иных правовых актов, а также заключения им соглашений с другими
кредитными организациями, не соответствующих принципам конкуренции на рынке
финансовых услуг.
Федеральный закон
имеет также ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о
необходимости его доработки.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН