ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 1999
г. N Пр-244
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый
Государственной Думой 22 января 1999 г. и считающийся одобренным Советом
Федерации Федеральный закон О коммерческой тайне (далее именуется -
Федеральный закон).
Основанием для
отклонения Федерального закона является отсутствие достаточно продуманной
концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации,
составляющей коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений
Федерального закона Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным
законодательным актам Российской Федерации.
Следует отметить,
что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том
числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским
кодексом Российской Федерации (статьи 139, 727, 771 и 772) и другими
законодательными актами Российской Федерации. Кроме того, в Федеральном законе
содержатся положения, не относящиеся к предмету регулирования данного
законодательного акта.
Представляется
излишним включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением
всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну.
Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что
законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений,
которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты
коммерческой тайны, в связи с чем подход законодателя
в рассматриваемом Федеральном законе считаю неправомерным.
Кроме того, следует
отметить, что информация, составляющая коммерческую тайну, относится к объектам
гражданских прав, то есть в отношении коммерческой тайны действуют
соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, включая нормы
о гражданско-правовой ответственности за ее разглашение и использование.
Представляется
также неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации,
в частности статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделение в
Федеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, на
собственно такую информацию и ноу-хау с установлением в отношении
последнего специального правового режима.
Во-первых,
предлагаемое в Федеральном законе определение ноу-хау не
соответствует установленному в статье 151 Основ гражданского законодательства
Союза ССР и республик, которые в настоящее время применяются на территории
Российской Федерации в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской
Федерации.
Во-вторых, общие
вопросы правового регулирования отношений в области ноу-хау,
являющегося особым видом интеллектуальной собственности, могут быть решены
только в рамках части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержащееся в
статье 2 Федерального закона определение информации, составляющей коммерческую
тайну, не соответствует определению, данному в статье 139 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
Положения статьи 17
Федерального закона, регулирующие вопросы отнесения к государственной тайне
информации, которая может составлять коммерческую тайну, относятся к сфере
действия Закона Российской Федерации О государственной тайне.
Федеральный закон
имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости
пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН