Письмо ГПУ Президента РФ от 02.03.1999 N А6-1-2-82

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГЛАВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 марта 1999 г. N А6-1-2-82

 

Главное управление рассмотрело письмо Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы в связи с Соглашением об основах отношений между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой и сообщает следующее.

1. Международный договор в силу своей согласительной природы не может быть основан на терминологии, присущей законодательству одной из сторон.

Термин отдельные регионы и административные единицы используется в статье 14 Соглашения не только в отношении России, но и в отношении Аргентины. При этом речь идет о поощрении Сторонами (естественно, в соответствии с законодательством каждой из Сторон) сотрудничества между регионами и административными единицами двух государств на всех уровнях независимо от особенностей их административно-территориального устройства.

В связи с этим не видим оснований для утверждения о том, что использование указанного термина противоречит Конституции Российской Федерации.

Что касается предложения дополнить Федеральный закон о ратификации Соглашения интерпретирующим заявлением, то необходимо отметить следующее.

Во-первых, предлагаемое заявление носит ограничительный применительно к России характер, так как имеет целью свести сотрудничество только на уровень субъектов Российской Федерации. Это, на наш взгляд, противоречит намерению Сторон и не находит подтверждения в российском законодательстве.

Во-вторых, необходимо исходить из неприемлемости оговорок и нежелательности заявлений к двусторонним договорам (оговорки и заявления включаются в ратификационную грамоту, направляемую другой стороне). В соответствии с международным правом другая сторона вправе возразить против оговорки или даже заявления, расценивая такое заявление как оговорку. В результате двусторонний договор может вообще не вступить в силу.

В любом случае заявление к двустороннему договору, тем более к договору об основах межгосударственных отношений, осложняет вступление его в силу и может быть истолковано другой Стороной как желание ограничить сотрудничество.

2. Вопрос о термине двусторонние и международные отношения (статья 3 Соглашения) с учетом контекста, в котором он используется, представляется надуманным. Использование этого термина не может исключить отношения России и Аргентины из сферы международных и иметь негативных последствий ни для России, ни для Аргентины.

 

Заместитель Начальника

Главного Управления

А.МАСЛОВ