Письмо Правительства РФ от 02.12.1996 N 4179п-П1

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 декабря 1996 г. N 4179п-П1

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О РЫБОЛОВСТВЕ

И ОБ ОХРАНЕ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен принятый в первом чтении проект Федерального закона О рыболовстве и охране водных биоресурсов.

Указанный законопроект направлен на формирование единых принципов изучения состояния водных биоресурсов, ведения промысла рыбы и других морепродуктов, их охраны и воспроизводства в различных водных объектах.

В изменившихся социально - экономических условиях жизни страны, исходя из новых тенденций и норм международного морского права он призван восполнить имеющийся правовой пробел в таких важных с экономической, экологической и международно - правовой точек зрения направлениях хозяйственной деятельности, какими являются рыболовство и охрана водных биоресурсов.

Правительство Российской Федерации, признавая целесообразность и своевременность принятия указанного Закона, который позволит законодательно закрепить отношения в области изучения, воспроизводства, добычи и охраны водных биологических ресурсов, что будет способствовать их сохранению и рациональному использованию, считает необходимым отметить следующее.

1. Прежде всего следовало бы определиться с местом рассматриваемого законопроекта в системе российского законодательства, насколько он соотносится с действующими актами федерального законодательства и соответствует им.

Рыболовство в соответствии со статьей 34 Федерального закона О животном мире один из видов пользования животным миром и согласно статье 42 указанного Федерального закона отношения в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, строго следуя Федеральном закону О животном мире, предметом регулирования настоящего законопроекта должны быть отношения по рыболовству, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Вопреки этому согласно статье 10 проекта к предмету регулирования законопроекта относятся не только указанные водные животные, но также водоросли и другие водные растения и животные. Не устраняет этого противоречия Федеральному закону О животном мире и попытка дать в статье 1 проекта определение рыболовства как изъятие водных биоресурсов.

Относить к предмету регулирования данного законопроекта водные растения также неправомерно, так как они отнесены к предмету регулирования другого законодательного акта - Федерального закона О растительном мире, проект которого внесен Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания.

2. Проект противоречит Водному кодексу Российской Федерации, пытаясь распространить свое действие на регулирование водных отношений. Так, в статье 18 предусматривается, что право долгосрочного пользования водными биоресурсами осуществляется путем предоставления в пользование либо аренду водного объекта (водоема). Однако регулирование пользования водными объектами, в том числе и в интересах рыбного хозяйства, осуществляется Водным кодексом Российской Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Просматривается явно отраслевой подход при разработке данного законопроекта, поскольку в нем содержатся нормы, предназначенные для регулирования рыболовства как отрасли хозяйствования, а не как вида пользования животным миром.

Так, в статьях 1, 48 - 54 и других наряду с лицензированием вылова рыбных ресурсов предусматривается лицензирование рыбохозяйственной деятельности. Увлечение рыбохозяйственной направленностью приводит к тому, что в соответствии с нормами главы 12 проекта водная растительность может рассматриваться в качестве рыбы как объекта рыбохозяйственных исследований. Статьей 97 фактически устанавливается регулирование финансирования расходов по отрасли рыбное хозяйство, что должно осуществляться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

4. Дополнительного рассмотрения требует вопрос о плате за пользование водными биоресурсами. Правительство Российской Федерации считает, что при использовании водных биоресурсов должен соблюдаться принцип платности природопользования, закрепленный статьей 20 Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды. Вопреки этому Закону, а также Водному кодексу Российской Федерации, установившему платность пользования водными объектами (статьи 122 - 124 и др.), и Федеральному закону О животном мире, установившему платность пользования животным миром (статья 122 и др.), законопроект предусматривает освобождение пользователей водных биоресурсов от платы и за водные объекты, используемые в рыбохозяйственных целях, и за пользование находящимися в них биоресурсами.

Соблюдение принципа платности природопользования не исключает возможности установления льгот при предоставлении в пользование отдельных видов природных ресурсов. Однако заведомо провозглашать в законе бесплатность пользования рыбными ресурсами нецелесообразно.

Имеет место противоречие в регулировании взимания арендной платы. Статья 91 проекта предусматривает арендную плату за пользование водными биоресурсами. Однако статья 94 указывает, что такая плата взимается при предоставлении в аренду рыбохозяйственных водоемов для рыбоводства. Но в таком случае это плата за водопользование, но не за пользование рыбными ресурсами.

5. В главах 16 и 17 проекта представляется целесообразным исключить положения, предусмотренные законодательством о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации, сделав необходимую отсылку к этому законодательству. Также более внимательно следовало бы проследить соответствие положений законопроекта нормам международного права.

6. В законопроекте широко и не вполне обоснованно предусматривается привлечение Правительства Российской Федерации к регулированию вопросов рыболовства, порою незначительных, которые могут быть отнесены к компетенции органов исполнительной власти или специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования водных биоресурсов и среды их обитания. Например, в статье 67 указывается, что бассейновые советы по регулированию рыболовства образуются специально уполномоченным государственным органом. Однако положение о бассейновом совете почему-то должно утверждать Правительство Российской Федерации, хотя это должен делать орган, образовавший указанный совет. В этой связи Правительство считает необходимым исключить из проекта те нормы, в которых на него возлагается исполнение не свойственных ему функций.

Одновременно прилагаем представленные по поручению Правительства Российской Федерации предложения  ;* ; заинтересованных министерств и ведомств, которые могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом.

--------------------------------

 ;* ; Не приводятся.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

А.ЗАВЕРЮХА