ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 марта 1999 г.
N Пр-293
Направляю
заключение на проект федерального закона О государственной политике в
сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Б.ЕЛЬЦИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
Анализ проекта
федерального закона О государственной политике в сфере использования
нетрадиционных возобновляемых источников энергии (далее именуется -
проект) дает основание для целого ряда замечаний, в том числе принципиального
характера.
Прежде всего возникает вопрос о предмете регулирования проекта.
Принимая во
внимание уже имеющиеся законодательные акты, в первую очередь о недрах, по
вопросам охраны окружающей среды, об энергосбережении, можно сделать вывод, что
проект, претендуя на роль базового законодательного акта в области
использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии, но не имея в то же время определенной отраслевой
законодательной ориентации, неизбежно и постоянно вторгается в сферу действия
конкретных законодательных актов, противореча им или дублируя их.
Отдельные понятия,
приведенные в статье 1 проекта, или уже определены иными законодательными
актами (Федеральным законом Об энергосбережении), или не являются
правовыми.
Статьи 2 и 4 - 6
проекта носят неправовой, декларативный характер, а также не согласуются с
некоторыми законодательными актами, например с Законом РСФСР Об охране
окружающей природной среды.
Из статьи 3 нельзя
сделать вывод о принадлежности проекта к какой-то определенной отрасли
законодательства Российской Федерации. В то же время проект, как уже отмечено,
не согласуется с самостоятельными отраслями законодательства Российской
Федерации. На этом основании положение, закрепляющее необходимость соответствия
принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актов проекту, следует
признать неправомерным.
В статьях 7 - 9
затрагиваются вопросы, относящиеся к предметам регулирования действующих
федеральных законов (Федерального закона О лицензировании отдельных видов
деятельности, законов Российской Федерации О недрах и О
стандартизации).
Статьи 10, 11 и 13
проекта не несут правовой нагрузки, рассматриваемые в них
вопросы урегулированы Конституцией Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами. Кроме того,
положения статьи 11 проекта не соответствуют Закону Российской Федерации
О сертификации продукции и услуг.
Вопросы,
регулируемые в статье 12 проекта, должны составить предмет регулирования других
законодательных актов. В частности, условия и порядок предоставления
государственной поддержки при осуществлении высокоэффективных инвестиционных
проектов определены Федеральным законом О Бюджете развития Российской
Федерации, свое решение этот вопрос должен находить в рамках федерального
закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
В статье 14 проекта
либо дублируются, либо нарушаются положения иных федеральных законов. В
частности, положения части третьей вступают в противоречие с бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, не
отрицая важности использования нетрадиционных возобновляемых источников
энергии, следует признать концепцию проекта, в значительной мере дублирующего
положения других федеральных законов или вступающего в противоречие с ними,
непроработанной.
Полагаем, что в представленной
редакции проект должен быть отклонен.