Письмо Правительства РФ от 09.03.1999 N 1063п-П13

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 марта 1999 г. N 1063п-П13

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации, принятый Государственной Думой в первом чтении 13 января 1999 г.

В указанный проект предлагается внести ряд поправок.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

 

ПОПРАВКИ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Целесообразно предложенное дополнение абзацами шестым и седьмым ст. 4 Закона Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации перенести в ст. 6 Закона, так как в редакции дополнения регулируются не объекты страхования, а субъекты, которым запрещается проведение отдельных видов страхования.

Для устранения возможности неоднозначного толкования необходимо уточнить понятие предприятия, применяемое в представленном законопроекте, с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Участие нерезидентов в инвестировании не ограничивается лишь их участием в уставном капитале (ст. ст. 2 и 3 Закона РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР). В соответствии с п. 1 ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации общество признается дочерним при наличии хотя бы одного из трех обстоятельств, а именно: преобладающее участие одного хозяйственного товарищества или общества по сравнению с другими участниками в уставном капитале другого общества; договор об управлении одним хозяйственным товариществом или обществом делами другого общества; иная возможность одного хозяйственного товарищества или общества определять решения, принимаемые другим обществом.

В перечень видов страхования, которые запрещается осуществлять названным в проекте субъектам, включено и обязательное страхование и обязательное государственное страхование, и страхование за счет средств бюджетов. Однако первое понятие включает в себя второе, а третье может совпадать со вторым. В связи с чем необходимо из перечня видов страхования исключить обязательное государственное страхование.

Законопроект устанавливает определенные требования к перечисленным субъектам, в связи с чем следует отметить, что:

ограничение по организационно-правовой форме требует внесения дополнения в ст. 12 Закона РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР;

если требование получить лицензию на осуществление страховой деятельности авторы проекта распространяют на организации, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве юридических лиц, то оно уже установлено в действующей редакции Закона Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации.

В соответствии с Законом РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР разрешено создание филиалов иностранных страховых организаций, однако филиалы не вправе заниматься страховой деятельностью. В этой связи следует целесообразным во втором абзаце п. 2 законопроекта из предложения: Филиалы и представительства иностранных страховых организаций, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в устанавливаемом им порядке исключить слова Филиалы и.

Применение в проекте словосочетания участие иностранного капитала в страховых организациях требует конкретизации формы участия иностранного инвестора.

Проект Закона не разграничивает четко правоспособность следующих субъектов:

резидентов Российской Федерации с преобладающим участием в их уставном капитале нерезидентов Российской Федерации;

нерезидент в Российской Федерации;

представительств нерезидентов Российской Федерации.

Устанавливая предельный размер участия иностранных инвесторов в уставном капитале всех российских страховых организаций в целом, авторы законопроекта не определяют правового механизма.

Проект Закона наделяет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рядом дополнительных полномочий, в связи с чем полагаем целесообразным сгруппировать их, дополнив ст. 30 действующей редакции Закона Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации.

Поскольку законопроект допускает деятельность страховых организаций, в уставном капитале которых имеется доля иностранных инвесторов, в том числе и более 49 процентов, необходимо внести изменения в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4016-1, исключив слова При этом доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации в совокупности не может превышать 49 процентов.

Норма ст. 3 законопроекта ставит страховые организации, которые будут создаваться после введения Федерального закона в действие, в неравное положение по сравнению с ранее созданными страховыми организациями с участием иностранного капитала.