Письмо Правительства РФ от 10.03.1999 N 1089п-П8

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 марта 1999 г. N 1089п-П8

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАУКЕ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике (внесен депутатами Государственной Думы М.К. Глубоковским, В.С. Шевелухой и членом Совета Федерации В.М. Крессом).

По существу законопроекта Правительство Российской федерации направляет официальный отзыв.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Г.КУЛИК

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАУКЕ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

 

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации сообщает следующее:

В 1998 г. по инициативе Государственной Думы в Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике было внесено семь изменении и дополнений. Представленные четыре законопроекта, объединенные для единого заключения Правительства Российской Федерации, предполагают внесение еще 14 поправок, дополнительно предлагается внести новую ст. 7.

Законопроектами предлагается дополнить ст. 2 Закона в части, вводящей понятия инновационная научная деятельность и инновационная деятельность. Введение этих понятий не оправдано, т.к. они в настоящее время формируются в разрабатываемом проекте Федерального закона Об инновационной деятельности со сроком его внесения в Государственную Думу в апреле 1999 г. Это же относится к п. 2 ст. 3; п. 1 ст. 5 и ст. 12 Закона.

Предложенное дополнение ст. 4 Закона п. п. 2 и 3 уже нашло частичное отражение в ст. 22 Федерального закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Предположительно эти дополнения можно включить в гл. III указанного Закона, в которой регламентируются вопросы присвоения ученых степеней и званий или в другой, специально регулирующей эти вопросы.

Законопроект предполагает изменение п. 2 ст. 3 Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике в части, регламентирующей государственную аккредитацию научных организаций.

В настоящее время условиями выдачи научным организациям свидетельств о государственной аккредитации являются объем научной и (или) научно-технической деятельности, который должен составлять не менее 70% от общего объема выполняемых организацией работ, а уставом организации должна быть предусмотрена деятельность ученого (научного, технического научно-технического) совета. Данная норма корреспондируется с положением п. 1 ст. 5 Закона, в соответствии с которым основным признаком научной организации является осуществление ею в качестве основной научной и (или) научно-технической деятельности и подготовка научных работников.

Законопроект по своей сути предполагает отмену вышеперечисленных законодательно определенных условий выдачи научным организациям свидетельств о государственной аккредитации и не формулирует каких-либо иных норм. Тем самым определение таких условий переносится на решение Правительства Российской Федерации, которое должно будет учитывать норму, предлагаемую законопроектом. Для организации нового учета потребуется существенным образом изменить статистические формы отчетности организаций, выполняющих научно-технологические работы.

Практика проведения государственной аккредитации научных организации в 1998 г. показывает, что существующие законодательно определенные условия аккредитации не вызывают серьезных возражений со стороны научных организаций и научного сообщества в целом. Среди 1500 научных организаций, подавших документы на аккредитацию, лишь 3 не получили искомого свидетельства в связи с тем, что их деятельность не соответствовала закрепленным Законом условиям.

Один из законопроектов предлагает не включать работы по техническому обслуживанию в объемы работ научных организации. Запрет на учет технического обслуживания приведет к тому, что научные организации не смогут включить эти работы в затраты, вычитаемые из налогооблагаемой базы на прибыль. Соответственно увеличится сумма налога.

Предлагаемое одним из законопроектов дополнение в п. 3 ст. 5 Закона противоречит п. г ст. 114 Конституции Российской Федерации и в случае его принятия приведет к разрушению единой системы управления федеральным имуществом. Мингосимущество России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации и управления государственным имуществом и координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в области управления и распределения федеральной собственностью.

Предложение одного из законопроектов о включении в Закон дополнительной ст. 7 Фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации, имеющие государственный статус не может быть принято, т.к. основные положения, регламентирующие создание и деятельность таких фондов, уже сформулированы в п. 7 ст. 15 Закона, а все остальные положения носят уставный характер и не требуют законодательного закрепления.

Предложение о внесении дополнений в п. 3 ст. 8 Закона входит в противоречие с положениями ст. 63 ГК РФ, которой установлен порядок ликвидации юридического лица. Предлагаемая норма предусматривает императивную передачу прав, принадлежащих ликвидируемому лицу, государству в лице государственного заказчика.

При этом не учитывается то обстоятельство, что ликвидируемая организация может являться негосударственной, а ее учредителем - негосударственный субъект. В этом случае нарушаются права учредителей.

Является также неопределенным вопрос о государственных заказчиках в случае, когда указанные результаты были созданы не в порядке выполнения государственных контрактов.

Предложение о замене в п. 1 ст. 12 Закона слов использование результатов на слова инновационная деятельность может быть принято.

Одним из законопроектов предлагается ввести в п. 2 ст. 12 Закона отнесение к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации введение ограничительных и запретительных норм на деятельность научных или иных организации граждан. Эта новация не аргументирована и не может быть принята.

Предложение о введении в п. 7 ст. 15 Закона нормы, устанавливающей за государственными фондами прав прямого получателя и главного распорядителя средств федерального бюджета не может быть принято, т.к. оно является предметом рассмотрения Федерального закона О бюджетной классификации Российской Федерации.

Пункт 10 ст. 15 законопроекта формулирует положения, касающиеся грантовой поддержки, носящей безвозмездный характер. Поэтому введение в п. 10 ст. 15 Закона дополнения, касающегося государственных контрактов, представляемым, в том числе, на возвратной основе не является возможным.

В связи с вышеизложенным Правительство Российской Федерации считает принятие Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике нецелесообразным.