ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 1999 г.
N 1121п-П11
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ РАЙОНИРОВАНИЯ
СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона Об основах
районирования Севера Российской Федерации, внесенный членом Совета
Федерации А.В. Назаровым.
В связи с
отсутствием финансово-экономического обоснования к законопроекту Правительство
Российской Федерации не может дать заключение и представляет официальный отзыв.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
В.ГУСТОВ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ РАЙОНИРОВАНИЯ
СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. Законопроект не
имеет самостоятельного предмета правового регулирования. Порядок районирования
и методика расчета величины дискомфортности (статьи 4 и 5, приложение 2) не
могут быть главной частью федерального закона, поскольку не содержат норм
правового характера.
Основные положения
статьи 7 дублируют нормы, предусмотренные статьями 8 и 13 Федерального закона
Об основах государственного регулирования социально-экономического
развития Севера Российской Федерации.
2. Предлагаемые к
законодательному утверждению (статья 4) показатели для определения зон
дискомфортности и методика ее оценки были разработаны в 1991 году и одобрены
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N 107-р
применительно к условиям централизованной экономики.
Часть этих
показателей не имеет численных или графических значений, а оценка
дискомфортности в целом производится в баллах путем суммирования разнородных
природно-климатических и экономико-географических показателей с использованием
коэффициентов их значимости.
При этом методика
расчетов т.н. интегрального показателя дискомфортности (приложение 2 к
законопроекту) весьма неоднозначна, поскольку набор и весовые значения
используемых показателей довольно субъективны (например, в качестве показателей
используются плотность сельского населения, количество гектаров
сельскохозяйственных угодий на 1 кв. км, транспортная доступность,
заболоченность и др.).
Такой методический подход к районированию Севера уже предлагался
неоднократно, начиная с 1994 года, в ряде законопроектов, получивших
отрицательную оценку при рассмотрении в Правительстве Российской Федерации; в
частности, в проектах, представленных членами Совета Федерации И.П.
Фархутдиновым (отклонен Государственной Думой в первом чтении 17 июня 1998 г.)
и Н.И. Соломовым.
3. Понятие
Север законодательно установлено Федеральным законом Об
основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера
Российской Федерации и распространяется только на высокоширотную часть
территории страны.
Данным
законопроектом предлагается существенно расширить это понятие и распространить
его на примыкающие к высокоширотным районам территории, часть из которых, как
показали расчеты, выполненные авторами указанной методики, расположена
непосредственно на южных границах государства (в Приморском крае, Сахалинской,
Читинской и Амурской областях).
4. Данный
законопроект фактически призван подвести дополнительную нормативную базу под
существующую систему гарантий и компенсаций северянам. Однако эта система,
сформированная в условиях централизованной экономики, нуждается в кардинальном
реформировании.
Государственная
помощь населению Севера должна стать адресной не по географическому признаку, а
с учетом действительной потребности и уровня обеспеченности людей в различных
северных регионах.
В новых
экономических условиях система социальной защиты должна предусматривать
установление в районах Севера минимально необходимых социальных стандартов
(минимальный уровень заработной платы, обеспечения жильем и др.), дифференцированных
по регионам, и жесткий контроль государства за соблюдением этих условий
работодателями.
Федеральным законом
О прожиточном минимуме в Российской Федерации уже создана правовая
основа для определения реального прожиточного минимума, на основании которого
будут устанавливаться с учетом региональной (в т.ч. северной) специфики размеры
минимальной заработной платы, пенсии и другие социальные выплаты населению.
Правительством
Российской Федерации осуществляется планомерная работа по подготовке нормативных
актов, необходимых для реализации этого закона в полном объеме. Так,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г.
утверждены методические рекомендации по определению потребительских корзин для
основных групп населения в целом по Российской Федерации и в каждом субъекте
Российской Федерации.
5. Реализация
данного законопроекта несомненно вызовет
дополнительные финансовые расходы из бюджетов всех уровней в связи с
дополнительным отнесением к районам Севера ряда административно-территориальных
образований (по расчетам авторов методики - более 20 единиц). Поскольку у
населения (около 550 тыс. человек) и предприятий этих территорий появятся все
основания для получения льгот, предусмотренных федеральным законодательством
для северных районов.
6. Несовершенство
исходных подходов обусловило то, что предложенное районирование Севера
нуждается в регулярном пересмотре, который необходимо проводить не реже одного
раза в 5 лет (статья 5) путем корректировки показателей в связи с изменчивостью
социально-экономических условий по мере экономического развития территорий.
В результате
неустойчивый характер будут иметь все нормативные правовые акты, базирующиеся
на результатах такого районирования.
Учитывая
изложенное, принятие данного законопроекта в целом не поддерживается
Правительством Российской Федерации.