Письмо Правительства РФ от 13.03.1999 N 1121п-П11

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 марта 1999 г. N 1121п-П11

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ РАЙОНИРОВАНИЯ

СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона Об основах районирования Севера Российской Федерации, внесенный членом Совета Федерации А.В. Назаровым.

В связи с отсутствием финансово-экономического обоснования к законопроекту Правительство Российской Федерации не может дать заключение и представляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.ГУСТОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ РАЙОНИРОВАНИЯ

СЕВЕРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования. Порядок районирования и методика расчета величины дискомфортности (статьи 4 и 5, приложение 2) не могут быть главной частью федерального закона, поскольку не содержат норм правового характера.

Основные положения статьи 7 дублируют нормы, предусмотренные статьями 8 и 13 Федерального закона Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации.

2. Предлагаемые к законодательному утверждению (статья 4) показатели для определения зон дискомфортности и методика ее оценки были разработаны в 1991 году и одобрены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. N 107-р применительно к условиям централизованной экономики.

Часть этих показателей не имеет численных или графических значений, а оценка дискомфортности в целом производится в баллах путем суммирования разнородных природно-климатических и экономико-географических показателей с использованием коэффициентов их значимости.

При этом методика расчетов т.н. интегрального показателя дискомфортности (приложение 2 к законопроекту) весьма неоднозначна, поскольку набор и весовые значения используемых показателей довольно субъективны (например, в качестве показателей используются плотность сельского населения, количество гектаров сельскохозяйственных угодий на 1 кв. км, транспортная доступность, заболоченность и др.).

Такой методический подход к районированию Севера уже предлагался неоднократно, начиная с 1994 года, в ряде законопроектов, получивших отрицательную оценку при рассмотрении в Правительстве Российской Федерации; в частности, в проектах, представленных членами Совета Федерации И.П. Фархутдиновым (отклонен Государственной Думой в первом чтении 17 июня 1998 г.) и Н.И. Соломовым.

3. Понятие Север законодательно установлено Федеральным законом Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации и распространяется только на высокоширотную часть территории страны.

Данным законопроектом предлагается существенно расширить это понятие и распространить его на примыкающие к высокоширотным районам территории, часть из которых, как показали расчеты, выполненные авторами указанной методики, расположена непосредственно на южных границах государства (в Приморском крае, Сахалинской, Читинской и Амурской областях).

4. Данный законопроект фактически призван подвести дополнительную нормативную базу под существующую систему гарантий и компенсаций северянам. Однако эта система, сформированная в условиях централизованной экономики, нуждается в кардинальном реформировании.

Государственная помощь населению Севера должна стать адресной не по географическому признаку, а с учетом действительной потребности и уровня обеспеченности людей в различных северных регионах.

В новых экономических условиях система социальной защиты должна предусматривать установление в районах Севера минимально необходимых социальных стандартов (минимальный уровень заработной платы, обеспечения жильем и др.), дифференцированных по регионам, и жесткий контроль государства за соблюдением этих условий работодателями.

Федеральным законом О прожиточном минимуме в Российской Федерации уже создана правовая основа для определения реального прожиточного минимума, на основании которого будут устанавливаться с учетом региональной (в т.ч. северной) специфики размеры минимальной заработной платы, пенсии и другие социальные выплаты населению.

Правительством Российской Федерации осуществляется планомерная работа по подготовке нормативных актов, необходимых для реализации этого закона в полном объеме. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. утверждены методические рекомендации по определению потребительских корзин для основных групп населения в целом по Российской Федерации и в каждом субъекте Российской Федерации.

5. Реализация данного законопроекта несомненно вызовет дополнительные финансовые расходы из бюджетов всех уровней в связи с дополнительным отнесением к районам Севера ряда административно-территориальных образований (по расчетам авторов методики - более 20 единиц). Поскольку у населения (около 550 тыс. человек) и предприятий этих территорий появятся все основания для получения льгот, предусмотренных федеральным законодательством для северных районов.

6. Несовершенство исходных подходов обусловило то, что предложенное районирование Севера нуждается в регулярном пересмотре, который необходимо проводить не реже одного раза в 5 лет (статья 5) путем корректировки показателей в связи с изменчивостью социально-экономических условий по мере экономического развития территорий.

В результате неустойчивый характер будут иметь все нормативные правовые акты, базирующиеся на результатах такого районирования.

Учитывая изложенное, принятие данного законопроекта в целом не поддерживается Правительством Российской Федерации.