Письмо Правительства РФ от 18.03.1999 N 1225п-П5

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 марта 1999 г. N 1225п-П5

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ

РАСЧЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона Об осуществлении денежных расчетов при проведении торговых операций и оказании услуг на территории Российской Федерации с применением контрольно-кассовых машин, внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом Государственной Думы Л.М. Канаевым.

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.ГУСТОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ

РАСЧЕТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

 

Проект Федерального закона Об осуществлении денежных расчетов при проведении торговых операций и оказании услуг на территории Российской Федерации с применением контрольно-кассовых машин построен в основном на положениях действующих в настоящее время нормативных документов, таких как: Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Минфином России); Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации); Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Банком России); Порядок регистрации контрольно-кассовых машин (утвержден МНС России) и других.

По этой причине законопроект не устраняет имеющиеся недостатки в правовом регулировании применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а его отдельные положения не требуют законодательного закрепления (вопросы регистрации, продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин и другие).

Структура законопроекта нуждается в совершенствовании. Например, Глава II состоит только из одной статьи. Содержание Главы III Порядок осуществления денежных расчетов с применением контрольно-кассовых машин не соответствует ее названию.

Название законопроекта не в полной мере отражает его содержание, которое связано главным образом с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. При этом не учитывается, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) правила осуществления расчетов в Российской Федерации устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Статьи 12, 13, 14, 15 законопроекта нарушают конституционные права Президента и Правительства Российской Федерации в части определения структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти. Статьи главы IV законопроекта, имеющие отношение к порядку осуществления расчетов различными платежными средствами, требуют тщательной проработки. Например, в статьях 6 и 7 проводится различие между порядком расчетов посредством расчетных чеков и чековых книжек, а в статье 2 расчетный чек определяется как именной бланк чековой книжки. В статье 7 игнорируется различие между понятиями чека и расчетного чека, которое проведено в статье 2.

В статьях 12, 16 и 20 законопроекта не учтены положения Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности, которым предусмотрено лицензирование деятельности по распространению и ремонту контрольно-кассовых машин.

Нуждается в уточнении перечень основных понятий, изложенный в статье 2 законопроекта. Например, фискализация рассматривается как перевод контрольно-кассовых машин в фискальный режим, но понятие фискальный режим не раскрывается. Отсутствуют определения ряда основных понятий - заявитель, поставщик, потребитель и других, которые неоднократно используются в тексте законопроекта. В то же время в статью включены понятия сменный итог продаж, закрытие смены, общее гашение, общий денежный регистр, сменный денежный регистр, которые затем в тексте не используются.

Представляется нецелесообразным устанавливать в законопроекте категории и виды предприятий, освобождаемых от применения контрольно-кассовых машин (статья 4), так как существующая практика показала, что перечень таких предприятий должен оперативно корректироваться в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации в регионах Российской Федерации. Право освобождать предприятия от применения контрольно-кассовых машин, как и в действующем законодательстве, должно быть предоставлено Правительству Российской Федерации, которое может оперативно вносить изменения в перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В законопроекте нет норм, которые указывали бы, как проводить денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин в тех случаях, когда это допускается статьей 4 законопроекта. Представляется необоснованным включение в законопроект статьи 10 о применении контрольно-кассовых машин в мелкорозничной торговле. Понятие мелкорозничной торговли, приведенное в статье, не содержит четких критериев. Эта статья в части регламентации ею применения контрольно-кассовых машин противоречит статье 4 настоящего законопроекта.

Без достаточных оснований в законопроект включен раздел о поддержке российских производителей контрольно-кассовых машин (Глава V), защита интересов отечественных производителей может осуществляться в рамках таможенного и антимонопольного законодательства. В этом разделе содержатся положения, не согласующиеся с другими разделами законопроекта. Например, в соответствии со статьей 22 (п. 1) Правительство Российской Федерации пересматривает Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, индивидуальных предпринимателей, освобождаемых от применения контрольно-кассовых машин, хотя по смыслу статьи 4 такой перечень устанавливается законодателем. Пункт 2 статьи 23 о льготах для отечественных изготовителей контрольно-кассовых машин требует приведения в соответствие со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации.

Необоснованно сокращены размеры штрафных санкций за нарушение требований Закона (Глава VI), что может привести к ситуации, когда предприятия умышленно будут идти на нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин, так как сокрытая выручка может значительно превышать размеры штрафа. В пункте 8 статьи 24 устанавливается обязанность покупателя получать чек, но в законопроекте не предусмотрены санкции за нарушение этого требования. Излишним является положение пункта 6 статьи 25 об обязанности покупателя, не получившего кассовый чек, участвовать в составлении акта об этом, а также о взыскании с этого лица, если он отказывается участвовать в составлении акта, штрафа в размере 100 рублей. Статью 25 законопроекта следует привести в соответствие с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 г. N 14-П в части взыскания штрафов.

При формулировании конкретных норм права в законопроекте не учтены требования законодательной техники. Например, в статье 11 Учет и хранение денежных средств выделены пункты о хранении денежных средств и сдаче торговой выручки. Однако об учете денежных средств ничего не говорится. Статья 24 Права налоговых органов по контролю в сфере денежных расчетов с населением с применением контрольно-кассовых машин помещена в Главе VI Ответственность за нарушение требований настоящего Закона. Чужеродной для этой статьи является содержащееся в ней положение о том, что при осуществлении сделки купли-продажи товаров (услуг) юридическим лицом и дееспособным, достигшим 18-летнего возраста физическим лицом, разумность действий и добросовестность участников данных гражданских правоотношений предполагается. Этот вопрос вообще не является предметом настоящего Закона.

Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным создание федерального органа исполнительной власти по контрольно-кассовым машинам.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие проекта Федерального закона Об осуществлении денежных расчетов при проведении торговых операций и оказании услуг на территории Российской Федерации с применением контрольно-кассовых машин, внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом Государственной Думы Л.М. Канаевым.