Письмо Комитета по природным ресурсам и природопользованию от 31.03.1999 N 3.12/171

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ

И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

 

ПИСЬМО

от 31 марта 1999 г. N 3.12/171

 

Комитет рассмотрел проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О континентальном шельфе Российской Федерации и имеет следующие замечания и дополнения:

1. По всему тексту законопроекта слова лицензии на промысел живых ресурсов заменить словами разрешения на промысел живых ресурсов и соответственно слова лицензиаты заменить словами заявители, получившие разрешения на промысел живых ресурсов. Такие поправки необходимы во избежание путаницы с лицензиями, выдаваемыми на рыбохозяйственную деятельность (промышленное рыболовство и рыбоводство), и соответственно с лицензиатами, т.е. лицами, имеющими такие лицензии.

2. В изменениях по ст. 10 предусматривается передача функции по утверждению Правил промысла и других видов использования живых ресурсов, общих допустимых уловов живых ресурсов, а также лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов Правительству Российской Федерации. Это исключает возможность оперативного регулирования рыболовства. Необходимо сохранить за Госкомрыболовством России право утверждения Правки-1 рыболовства, общих допустимых уловов, а также лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов. В то же время порядок разработки всех указанных норм должен утверждаться Правительством Российской Федерации.

Аналогичную запись следует предусмотреть и в Федеральном законе Об исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. В ст. 11 ч. 3 представляется целесообразным сохранить в прежней редакции, поскольку порядок использования живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации иностранными заявителями определяется международными договорами Российской Федерации с соответствующими государствами.

4. В ст. ст. 13 и 15 нет необходимости уведомлять специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды о выданных и аннулированных лицензиях (разрешениях) на промысел живых ресурсов, поскольку на эти органы возложен контроль только за средой обитания водных биоресурсов.

5. Абзац десятый ч. 2 ст. 14 изложить в следующей редакции:

вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, и заверенный указанным органом.

6. В ст. 14, ч. 3, абз. 4 изложить в редакции:

осуществлять промысел живых ресурсов в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству и под контролем указанного лица.

Присутствие должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству (наблюдателя) на борту российских и иностранных рыболовных судов необходимо для учета вылавливаемой рыбы и других водных животных, для оперативного регулирования рыболовства и своевременного прекращения промысла при освоении выделенных квот вылова (добычи) водных биоресурсов.

В то же время контроль за соблюдением рыбоохранного законодательства может осуществляться органами ФПС России с имеющихся в их распоряжении кораблей и рыбоохранных судов.

7. Из ст. 42 нельзя исключать слова федеральным органом по рыболовству, поскольку функции регулирования промысла, контроля и учета выловленных (добытых) водных биоресурсов, выдачи и аннулирования разрешений на вылов (добычу) водных биоресурсов, контроля за средой обитания гидробионтов на континентальном шельфе Российской Федерации возложены на Госкомрыболовство России.

8. По указанным в п. 7 основаниям слова федеральный орган исполнительной власти по рыболовству следует перенести из ст. 44 в ст. 42.

Считаем также целесообразным дополнить ст. 13 текстом следующего содержания:

В выданные разрешения на промысел живых ресурсов допускается внесение изменений и дополнений в случаях:

изменения или уточнения районов промысла, объектов промысла, квот добычи (вылова), орудий лова, сроков действия разрешения, адресов судовладельцев;

замены капитана;

исправления ошибок.

Изменения и дополнения вносятся органом, выдавшим разрешение, непосредственно в подлинник разрешения или телеграфным способом с уведомлением федерального органа по пограничной службе, федерального органа по таможенному делу и федерального органа по обороне. Изменения и дополнения являются неотъемлемой частью подлинника разрешения на промысел живых ресурсов.

Капитан российского рыбопромыслового судна при ведении промысла живых ресурсов обязан иметь надлежаще оформленный рыболовный билет.

Выдача и продление рыболовных билетов производится в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству..

Необходимость законодательного урегулирования порядка внесения изменений и дополнений в разрешения на промысел живых ресурсов телеграфным способом определяется тем, что в ряде случаев в целях рационального использования водных биоресурсов и оперативного решения вопросов регулирования рыболовства возникает необходимость незамедлительного внесения в разрешения, подлинники которых находятся на судах в районах промысла, изменений и уточнений, касающихся корректировки границ районов промысла, объектов и квот вылова, орудий лова, сроков промысла, а также в случаях замены капитанов, изменения адресов судовладельцев и т.д. Время переоформления на берегу подлинника разрешения и, главное, доставки его в район промысла может занимать от одной недели до нескольких месяцев; все это время рыбопромысловые суда будут находиться в вынужденных простоях, допустимые уловы не будут освоены, поставки рыбопродукции, в том числе и на внутренний рынок, снизятся.

Что касается рыболовных билетов капитанов российских рыбопромысловых судов, то, поскольку порядок их выдачи и продления регламентируется нормативными документами, принятыми еще во времена СССР, в Федеральные законы О континентальном шельфе Российской Федераций и Об исключительной экономической зоне Российской Федерации необходимо вносить основополагающие записи по этим вопросам с последующей разработкой Госкомрыболовством России новых нормативных правовых актов с учетом современных условий российского рыболовства.

 

Председатель Комитета

М.К.ГЛУБОКОВСКИЙ