ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ
И
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 31 марта 1999 г.
N 3.12/171
Комитет рассмотрел
проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон О континентальном шельфе Российской Федерации и
имеет следующие замечания и дополнения:
1. По всему тексту
законопроекта слова лицензии на промысел живых ресурсов заменить
словами разрешения на промысел живых ресурсов и соответственно
слова лицензиаты заменить словами заявители, получившие
разрешения на промысел живых ресурсов. Такие поправки необходимы во избежание
путаницы с лицензиями, выдаваемыми на рыбохозяйственную деятельность
(промышленное рыболовство и рыбоводство), и соответственно с лицензиатами, т.е.
лицами, имеющими такие лицензии.
2. В изменениях по
ст. 10 предусматривается передача функции по утверждению Правил промысла и
других видов использования живых ресурсов, общих допустимых уловов живых
ресурсов, а также лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов Правительству
Российской Федерации. Это исключает возможность оперативного регулирования
рыболовства. Необходимо сохранить за Госкомрыболовством России право
утверждения Правки-1 рыболовства, общих допустимых уловов, а также лимитов и
квот на вылов (добычу) живых ресурсов. В то же время порядок разработки всех
указанных норм должен утверждаться Правительством Российской Федерации.
Аналогичную запись
следует предусмотреть и в Федеральном законе Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации.
3. В ст. 11 ч. 3
представляется целесообразным сохранить в прежней редакции, поскольку порядок
использования живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации
иностранными заявителями определяется международными договорами Российской
Федерации с соответствующими государствами.
4. В ст. ст. 13 и
15 нет необходимости уведомлять специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти по охране окружающей среды о выданных и аннулированных
лицензиях (разрешениях) на промысел живых ресурсов, поскольку на эти органы
возложен контроль только за средой обитания водных биоресурсов.
5. Абзац десятый ч.
2 ст. 14 изложить в следующей редакции:
вести
промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, и
заверенный указанным органом.
6. В ст. 14, ч. 3,
абз. 4 изложить в редакции:
осуществлять
промысел живых ресурсов в присутствии должностного лица специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству и под
контролем указанного лица.
Присутствие
должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной
власти по рыболовству (наблюдателя) на борту российских и иностранных
рыболовных судов необходимо для учета вылавливаемой рыбы и других водных
животных, для оперативного регулирования рыболовства и своевременного
прекращения промысла при освоении выделенных квот вылова (добычи) водных
биоресурсов.
В то же время контроль за соблюдением рыбоохранного законодательства может
осуществляться органами ФПС России с имеющихся в их распоряжении кораблей и
рыбоохранных судов.
7. Из ст.
42 нельзя исключать слова федеральным органом по рыболовству,
поскольку функции регулирования промысла, контроля и учета выловленных
(добытых) водных биоресурсов, выдачи и аннулирования разрешений на вылов
(добычу) водных биоресурсов, контроля за средой
обитания гидробионтов на континентальном шельфе Российской Федерации возложены
на Госкомрыболовство России.
8. По указанным в
п. 7 основаниям слова федеральный орган исполнительной власти по
рыболовству следует перенести из ст. 44 в ст. 42.
Считаем также
целесообразным дополнить ст. 13 текстом следующего содержания:
В выданные
разрешения на промысел живых ресурсов допускается внесение изменений и
дополнений в случаях:
изменения или
уточнения районов промысла, объектов промысла, квот добычи (вылова), орудий
лова, сроков действия разрешения, адресов судовладельцев;
замены капитана;
исправления ошибок.
Изменения и
дополнения вносятся органом, выдавшим разрешение, непосредственно в подлинник
разрешения или телеграфным способом с уведомлением федерального органа по
пограничной службе, федерального органа по таможенному делу и федерального
органа по обороне. Изменения и дополнения являются неотъемлемой частью
подлинника разрешения на промысел живых ресурсов.
Капитан российского
рыбопромыслового судна при ведении промысла живых ресурсов обязан иметь
надлежаще оформленный рыболовный билет.
Выдача и продление
рыболовных билетов производится в порядке, установленном специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству..
Необходимость
законодательного урегулирования порядка внесения изменений и дополнений в
разрешения на промысел живых ресурсов телеграфным способом определяется тем,
что в ряде случаев в целях рационального использования водных биоресурсов и
оперативного решения вопросов регулирования рыболовства возникает необходимость
незамедлительного внесения в разрешения, подлинники которых находятся на судах
в районах промысла, изменений и уточнений, касающихся корректировки границ
районов промысла, объектов и квот вылова, орудий
лова, сроков промысла, а также в случаях замены капитанов, изменения адресов
судовладельцев и т.д. Время переоформления на берегу подлинника разрешения и,
главное, доставки его в район промысла может занимать от одной недели до
нескольких месяцев; все это время рыбопромысловые суда будут находиться в
вынужденных простоях, допустимые уловы не будут освоены, поставки
рыбопродукции, в том числе и на внутренний рынок, снизятся.
Что
касается рыболовных билетов капитанов российских рыбопромысловых судов, то,
поскольку порядок их выдачи и продления регламентируется нормативными
документами, принятыми еще во времена СССР, в Федеральные законы О
континентальном шельфе Российской Федераций и Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации необходимо вносить
основополагающие записи по этим вопросам с последующей разработкой
Госкомрыболовством России новых нормативных правовых актов с учетом современных
условий российского рыболовства.
Председатель
Комитета
М.К.ГЛУБОКОВСКИЙ