ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 1999 г.
N Пр-428
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон
О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом (далее именуется - Федеральный закон),
принятый Государственной Думой 5 марта 1999 г., одобренный Советом Федерации 17
марта 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования.
В связи с
тем, что Федеральный закон не имеет собственного предмета правового
регулирования, значительная часть его статей носит декларативный характер
(статьи 3, 5, 7 - 10 и 14 - 18 Федерального закона) или регулирует отношения,
являющиеся предметом правового регулирования таких законодательных актов, как
законы Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации
(статья 11 Федерального закона) и О беженцах, Федеральный закон
О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию (статья 12 Федерального
закона), а также законодательство Российской Федерации о правовом положении
иностранных граждан (статья 13 Федерального закона).
Определение понятия
соотечественники (статья 1 Федерального закона) не имеет
юридической основы. Федеральный закон под соотечественниками
подразумевает граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных
граждан. Однако с точки зрения международного права нельзя принимать
односторонний акт, устанавливающий правовой статус населения иностранного
государства. Государственная политика Российской Федерации может осуществляться
только в отношении лиц, имеющих гражданство Российской Федерации, либо лиц, не
являющихся таковыми, но находящихся на законных основаниях на территории
Российской Федерации. Установление двойного стандарта в отношении граждан
иностранных государств (статьи 5 и 8 - 10 Федерального закона) не соответствует
статьям 17 - 19 Конституции Российской Федерации и международным правовым актам
о равенстве прав граждан.
Таким
образом, Федеральный закон нарушает принцип международного права о
невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию
государства, зафиксированный в пункте 7 статьи 2 Устава ООН, в Декларации о
принципах международного права 1970 г. и Декларации ООН о недопустимости
вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и
суверенитета от 21 декабря 1965 г.
Статья 11
Федерального закона входит в противоречие с Законом Российской Федерации
О гражданстве Российской Федерации, устанавливая иной порядок
приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями лиц.
Статья 26
Федерального закона предполагает создание представительных общественно -
консультативных органов - советов (комиссий) соотечественников при органах
государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти
субъектов Российской Федерации. Однако общественные объединения в соответствии
со статьей 30 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом Об
общественных объединениях создаются на добровольной основе по инициативе
граждан, а не по указанию органов государственной власти.
Принятие
Федерального закона не только не улучшит положение лиц, связанных с Российской
Федерацией языком, культурой, религией и так далее, но, возможно, будет иметь
для них самые негативные последствия, поскольку положения Федерального закона
могут быть расценены другими государствами как вмешательство в их внутренние
дела, что не исключает принятия этими государствами ответных мер.
Прежде
всего, следует иметь в виду, что права соотечественников за рубежом
защищены Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об
экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международным пактом о
гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенцией о защите прав
человека и основных свобод 1950 г., Венской декларацией и программой действий
1993 г., Декларацией глав государств - участников Содружества Независимых
Государств о международных обязательствах в области
прав человека и основных свобод 1993 г. и другими международными договорами. На
защиту прав соотечественников направлены также двусторонние и многосторонние
договоры, заключенные Российской Федерацией.
Необходимость
совершенствования механизма защиты интересов, прав и свобод граждан Российской
Федерации, находящихся за ее пределами, который должен обеспечивать реализацию
конституционного положения о гарантировании государством защиты и
покровительства своих граждан (статья 61 Конституции Российской Федерации),
очевидна. Однако совершенствование этого механизма возможно только путем
ускорения ратификации международных документов, отвечающих интересам Российской
Федерации, путем принятия федеральных законов о гражданах Российской Федерации
за рубежом и о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, а
также путем совершенствования деятельности федеральных органов государственной
власти.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН