ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 1999 г.
N Пр-426
На основании части
3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту
Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О
гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее
именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 марта 1999 г.
и одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 г.
Ряд положений
Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, содержит
правовую неопределенность, что делает невозможной его реализацию.
Определения
некоторых основных понятий, данных в статье 1 Федерального закона, вызывают
серьезные возражения. В частности, это относится к понятиям: общины
малочисленных народов, к которым необоснованно относятся союзы
(ассоциации) общин; уполномоченные представители малочисленных
народов, которые могут представлять интересы малочисленных народов и по
поручению общин малочисленных народов.
Статья 5
Федерального закона дает возможность принятия совместных с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, что не предусмотрено
Конституцией Российской Федерации. Это замечание относится и к статье 6, в
которой подобным образом определены полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Вмешательством в
предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации являются также
положения статьи 6 Федерального закона, предусматривающие в качестве обязанности
привлекать представителей малочисленных народов к разработке проектов законов и
иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что не
соответствует статье 73 Конституции Российской Федерации.
Положение
пункта 7 статьи 5 Федерального закона об установлении общих принципов
организации и деятельности территориального общественного самоуправления
малочисленных народов в местах их традиционной хозяйственной деятельности не
соответствует статье 27 Федерального закона Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации, согласно
которой под территориальным общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
муниципального образования.
Федеральным законом
недостаточно четко разграничены права малочисленных народов и права лиц,
относящихся к малочисленным народам (статьи 8, 10). Так, в подпункте 2 пункта 2
статьи 8 установлено, что лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют
право участвовать в формировании и деятельности советов представителей
малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Одновременно в подпункте 7 пункта 1 указанной статьи это право
установлено как право малочисленных народов, что недопустимо и вносит правовую
неопределенность в регулирование прав граждан.
Следует обратить
внимание на неправомерность распространения действия Федерального закона
(статья 3) только на лиц, относящихся к малочисленным народам, тогда как
согласно статье 15 Конституции Российской Федерации федеральные законы
обязательны для всех органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Непонятен механизм
распространения действия Федерального закона органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, устанавливаемый в пункте 2 статьи 3
Федерального закона.
Учитывая важность
Федерального закона для проведения государственной национальной политики,
предлагаю палатам Федерального Собрания совместно продолжить его доработку,
исходя из того, что права коренных малочисленных народов гарантируются
Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
Б.ЕЛЬЦИН